Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
В Министерстве лесного комплекса Карелии завершается работа над основными документами в лесохозяйственной деятельности республики

О том, как завершается в республике разработка основных документов в лесохозяйственной деятельности республики - Лесного плана и лесохозяйственных регламентов, а также о совершенствовании нормативно-правовой базы и приведению договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом, рассказывает заместитель министра лесного комплекса Республики Карелия Сергей ШАРЛАЕВ.

- Прежде всего, скажу о нынешнем состоянии и совершенствовании нормативно-правовой базы в области лесных отношений, так как именно она зачастую не только определяет темпы нашей работы, но иногда влияет и на качество нашей работы.

С 1 января 2007 года вступил в действие Лесной кодекс РФ. Документ кардинально изменил систему использования лесов и разделил полномочия РФ и субъектов в разработке нормативно-правовых актов в развитие основных положений Лесного кодекса. После принятия Лесного кодекса потребовалась переработка практически всех документов. Однако еще и сегодня не готов весь перечень нормативно-правовых документов. Более того, Лесной кодекс также требует доработки и изменений. Это не только мое частное мнение. Заместитель министра сельского хозяйства РФ Юрий Кукуев в одном из своих интервью сказал о том, что «есть вопросы, которые требуют первостепенного решения, и самое главное, надо полностью доработать Лесной кодекс и все нормативно-правовые акты».

К сожалению, прошло два года, но эта работа так и не завершена. В результате до сих пор нет уверенности в том, что с 1 января 2009 года отрасль сможет продолжать работать в привычном режиме. Сегодняшняя неготовность объясняется тем, что на этапе разработки Лесного кодекса законодатели не в полной мере понимали то, насколько предстоит большая и трудоемкая работа по разработке Лесных планов и регламентов, а также проектов освоения лесов арендаторами. Нужно было все взвесить – когда переходить на заявительный характер лесопользования, какими должны быть форма и порядок подачи деклараций. Установленные сроки не устраивают ни лесные ведомства субъектов РФ, ни лесопользователей.

- Сергей Эдуардович, некоторые доморощенные ученые пытаются объяснить некоторое отставание по подготовке основных документов в сфере лесопользования республики непрофессионализмом наших специалистов…

- Не снимая ответственности с нашего министерства, скажу, что обвинять в непрофессионализме и некомпетентности наших специалистов, мягко говоря, не совсем корректно. Лесной кодекс предоставил субъектам Федерации незначительные, на мой взгляд, полномочия в разработке нормативно-правовых актов. Их всего десять и на настоящее время в республике пока не приняты только два закона. Первый – о правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Закон находится в Законодательном собрании и запланирован на рассмотрение в третьем чтении в декабре этого года. Второй закон – об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Этот закон был вовремя подготовлен министерством, но по заключению прокуратуры республики и управления Минюста был снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отсутствием в Лесном кодексе до настоящего времени понятия «исключительный случай заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений».

- В некоторых областях такой закон уже успели принять…

- Лучше бы они этого не делали. К сожалению, каждый субъект «городит свой огород». В Департаменте лесного хозяйства нам прямо сказали о том, мы правильно сделали, что не стали торопиться и не приняли такой закон. Сейчас по областям и республикам идет волна отмены этих самых законов.

- Сергей Эдуардович, как идет работа над таким документом, как «Порядок деятельности лесничих»?

- Да, теперь разработка этого важного документа - компетенция субъекта Федерации. Порядок деятельности лесничих разработан и проект постановления направлен в органы исполнительной власти республики для согласования и дальнейшего утверждения.

- Как завершается самая важная работа - по разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов?

- На сегодня из 70 представленных на рассмотрение в Федеральное агентство Лесных планов одобрены, да и то с существенными замечаниями, только три – Вологодской и Костромской областей, а также Удмуртии. Приблизились к установленным требованиям республики Коми, Карачаево-Черкессия и Саратовская область. Остальным субъектам Лесные планы возвращены на доработку.

Конкурс на разработку плана был объявлен еще в августе 2007 года и, казалось бы, у нас был хороший запас времени на подготовку плана. К сожалению, отсутствие отдельных нормативных актов затруднило, а иногда попросту и затягивало по срокам эту работу. Например, необходимый для работы над планом документ об отнесении лесов к защитным, эксплуатационным и резервным лесам появился только в декабре 2007 года, а изменения в Лесной кодекс внесены в марте 2008 года. Постановление об установлении возрастов рубок основных лесных пород появилось в феврале 2008 года, а изменения внесены только в октябре 2008 года.

До сих пор в республике не сделано разделение лесов на защитные и эксплуатационные. Эту сложную работу должно выполнить федеральное ведомство, но материалов у нас до сих пор нет. А специалисты знают: сначала необходимо сделать разделение лесов на защитные, эксплуатационные и резервные, а затем готовить лесохозяйственные регламенты и Лесной план. Почему? Да потому, что от разделения лесов зависит возможный объем изъятия древесины, а на этом строится вся основа и Лесного плана, и регламентов. Поэтому разработчикам Лесного плана и регламентов пришлось самим искать выход их этой ситуации.

Более того, первоначальный вариант Лесного плана республики основывался на дефиците сырья, который складывался из-за снижения расчета пользования в связи с установлением дополнительных категорий защитных лесов лесного фонда. Это – водоохранные полосы вдоль водных объектов, а мы знаем, что в республике около 27 тысяч рек и ручьев, более 60 тысяч озер. Все такие водоемы в обязательном порядке требуют выделения водоохранных прибрежных зон.

Сказалось также и то, что в отдельных защитных лесах допускались только лишь уход за лесами и запрещались рубки спелых лесов. Наши специалисты искали выход, так как расчет объема пользования снижался до 6 миллионов кубометров в год. Для поддержания существующего объема лесозаготовок Лесным планом предлагалось применение рубок по спелости. Это было подвергнуто критике членами федеральной комиссии по рассмотрению Лесных планов субъектов РФ. Комиссия не приняла этот принцип.

Однако этот принцип – рубки лесов по спелости – главный в лесопользовании у наших западных соседей - финнов. К нашему удовлетворению, 10 августа этого года вступил в действие федеральный закон о внесении изменений в Лесной кодекс, который позволил нам назначать выборочные рубки (раньше они назывались рубками главного пользования) в защитных лесах. Как раз в тех категориях, где раньше рубки не допускались. Благодаря этому у нас объем пользования увеличился до 10 миллионов кубометров в год.

Этот проект Лесного плана был представлен на экспертизу в Рослесхоз. При прохождении повторного рассмотрения нашего плана у некоторых членов комиссии возникли сомнения в отношении правильности исчисления расчетной лесосеки. Сейчас мы готовим дополнительные материалы, обосновывающие размер пользования в республике. Работаем мы и над остальными замечаниями, которые, скажу с удовлетворением, очень незначительны и были названы просто «шероховатостями».

Доработанный проект Лесного плана представлен в Рослесхоз 28 ноября этого года. Замечания, отраженные в заключении, устранены. Имеются письменные подтверждения этого официальных экспертов и членов комиссии Рослесхоза по рассмотрению Лесных планов субъектов РФ. Лесной план Карелии отправлен на заключение Министерства сельского хозяйства РФ.

- Окончание работы над лесохозяйственными регламентами планируется на декабрь. Успеем?

- И здесь задержка произошла опять же в связи с постоянно меняющимся федеральным законодательством в области лесных отношений. Лесохозяйственный регламент должен дать расчет объема изъятия лесных ресурсов на той или иной территории. Мы подготовили проекты, но 143-й федеральный закон, который вступил в действие 10 августа этого года, обязал нас внести новые корректировки в регламенты. В октябре появился приказ Рослесхоза об изменении возрастов рубок – мы опять сделали перерасчет. Теперь с учетом всех этих документов идет доработка лесохозяйственных регламентов.

- Сергей Эдуардович, как продолжается работа по приведению договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом?

- Мы понимали всю сложность этой работы. Был разработан график утверждения, форма договоров. По состоянию на 24 ноября из 188 договоров, требующих приведения в соответствие, 4 договора расторгнуты, 68 договоров подписаны, 68 подготовлены к подписанию. Таким образом, готово 74 процента договоров. Есть проблема у отдельных арендаторов с платежами за лесные ресурсы. Мы пока такие договоры не подписываем. Таких предприятий у нас 5, но их долги составляют 55 процентов в общем объеме задолженности. Мы с должниками работаем, создана специальная комиссия.

Много вопросов при работе с договорами вызвало так называемое наложение аренды. По существующему положению не может быть на одной территории нескольких видов использования лесов. Это не позволяет сегодня на одной территории осуществлять и заготовку древесины и проводить недропользование. Наша позиция в этом вопросе несколько иная. А почему бы их и не совместить? После того, как арендатор произвел заготовку древесины, недропользователь может заняться разработкой недр. Еще и по этой причине пришлось вносить корректировки в договора.

К сожалению, остаются проблемы с разработкой проектов освоения лесов. Собственными силами арендаторам сделать проекты очень сложно. Этим может заниматься лишь та специальная структура, которая имеет базу состояния лесов на той или иной территории. Наше мнение - было бы правильным, пока не готовы проекты освоения лесов, продление Рослесхозом на 2009 год деятельность предприятий по лесорубочным билетам.

- До Нового года осталось меньше месяца, скоро жители республики заспешат в лес за новогодними красавицами. Есть изменения заготовок новогодних елей в этом году?

- Да, законодательство относительно заготовки новогодних елей изменилось. В прошлом году закон республики разрешал бесплатную заготовку елей на специально отведенных для этого участках. Теперь, согласно изменениям в Лесном кодексе РФ, заготовка елей для новогоднего праздника может осуществляться только платно. Минимальная плата установлена Правительством РФ. Стоимость метровой ели составит около 7 рублей, двухметровой – около 15 рублей. Министерство подготовило изменения в закон республики по этому вопросу. На заседании Законодательного собрания республики изменения пока не рассматривались.

Техническая поддержка портала
Создано 2 декабря 2008. Отредактировано 2 декабря 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.