Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Государственный заказ – проблемы и перспективы

Уже более двух лет муниципальные и государственные структуры обязаны закупать товары и размещать заказы на услуги на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». И, несмотря на то что, по мнению некоторых экспертов, в стране пока «на сторону» уходят миллионы бюджетных средств, увеличивается и практика отстаивания своих прав участниками торгов. О практике государственных закупок и проблемах в этой сфере деятельности, мы беседуем с начальником управления государственного заказа министерства экономического развития Валентиной Сабуровой.

Будущее – за электронными торгами

- Механизм госзаказа, - говорит она, - становится прозрачнее, эффективнее, хотя надо отметить, что до наведения порядка в сфере размещения госзаказа еще далеко. Во многих случаях торги, даже если это аукционы, носят «домашний» характер, когда собирается несколько компаний муниципалитета или региона, а остальным «по-доброму» советуют не соваться. Поэтому будущее системы госзаказа - электронные торги. Министерство экономического развития республики готово проводить электронные торги на своей электронной площадке - автоматизированной системе Госзаказ РК. Мы провели несколько пробных электронных аукционов и сейчас готовы провести первый электронный аукцион в республике по закупке продукции для нужд нашего министерства. Кроме того, мы предложили всем госзаказчикам воспользоваться услугами нашей электронной площадки и приступить к проведению торгов в электронном виде, тем более что для госзаказчиков данная услуга бесплатная. Думаю, что экономия бюджетных средств при переходе на электронные торги составит в ряде случаев от 30 до 50%.

- Министерство экономического развития уполномочено на осуществление контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Как идет эта работа?

- Плановые проверки по соблюдению органами исполнительной власти и бюджетными учреждениями законодательства о размещении заказов осуществляются Министерством в соответствии с утвержденными графиками проверок на квартал текущего года.

Всего за 10 месяцев 2008 года проведено свыше 100 плановых проверок. Практически в ходе каждой проверки выявляются нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон).

Кроме проведения плановых проверок за прошедший период времени Министерством проведено 18 внеплановых проверок в связи с поступлением жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков, а также информации о нарушении законодательства.

За 10 месяцев текущего года поступило 17 жалоб на действия (бездействие) государственных и муниципальных заказчиков при размещении заказов.

По результатам плановых и внеплановых проверок, если выявленные нарушения законодательства о размещении заказов подпадают под действие КОАП Российской Федерации, с 1 января 2008 года возбуждаются административные дела. За 10 месяцев было возбуждено и рассмотрено 170 административных дел.

Нарушения есть во всех уровнях власти - и на местном, и на региональном, и на федеральном. Все зависит от конкретного государственного или муниципального заказчика. Там, где люди хотят создать нормальную конкурентную среду, там, где борются за экономию бюджетных средств, там, соответственно, выстраивается прозрачная система госзаказа, там, где такую цель перед собой не ставят, ситуация печальна.

Не хватает профессионализма

- Какие нарушения встречаются чаще всего?

- Это необоснованный отказ в допуске участников размещения заказа, нарушение сроков заключения государственного контракта, несоответствие утвержденной конкурсной документации требованиям законодательства, а также не размещение информации о торгах, либо размещение ее с существенным опозданием, иными словами - информацию о торгах большинство участников получают слишком поздно или не получают вообще.

Многое упирается в профессионализм людей, занимающихся госзаказом. Профессионализма, которого очень часто не хватает. Сделанный в законодательстве шаг в сторону решения этой проблемы - это введение жестких штрафных санкций в Кодексе об административных правонарушениях. С октября 2007 года они существенно повышены - до 50 тысяч рублей на одно должностное лицо, а если это конкурсная комиссия - то на каждого ее члена, а не только на председателя или секретаря. Сейчас эти штрафы стали активно применяться и теперь люди, которые входят в комиссию, стали думать, что подписывают. Это персональная ответственность.

Ведь раньше как было? Один-два человека в комиссии принимали решение, а остальные подписывали. Теперь люди стали выходить из таких комиссий, и это правильно - не хотят платить штрафы за принятые не ими решения. Потому что когда какие-то коррупционные схемы осуществляются, они же не осуществляются всеми сразу, они решаются в узком кругу. Оказалось, что все остальные не хотят в этом участвовать и платить за этот узкий круг штрафы.

Госзаказ - это профессиональная сфера и работать в ней должны профессионалы. Тем более, что КоАП - это ведь не что-то «случайно приходящее» - это четкие нормы. Если написано в законе, что информацию надо размещать за 30 дней, то ведь не сложно эти тридцать дней правильно отсчитать. А если сказано, что нельзя менять условия контрактов, значит, этого делать нельзя. Ведь невозможно «случайно» поменять контракт, а если лицо это делает, следовательно, оно понимает, какие действия оно совершает и должно нести за это соответствующую ответственность и, в некоторых случаях, не только по КоАПу.

Конечно, КоАП требует доработки. И иногда 50 тысяч - это очень много, а иногда - это очень мало. Но само то, что за нормами закона введены жесткие санкции - это правильно. Прошло 2 года почти без КоАПа с момента введения Федерального закона о закупках - срок, достаточный для того, чтобы разобраться в законе. Соответственно, теперь закон должен заработать полноценно в своей практической реализации.

Приходится верить на слово

- Поговорим теперь о том, как размещается государственный заказ у субъектов малого предпринимательства.

- Напомним, что в соответствии со статьей 15 данного закона (в редакции от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ) государственные заказчики, за исключением определенных случаев, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема закупок. Причем правительством утвержден перечень товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Минэкономразвития Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой дали ответ на некоторые вопросы, связанные с размещением заказов у субъектов малого предпринимательства. Так, согласно разъяснениям, участники размещения заказов должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ", в соответствии с которым к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.

Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для субъектов малого предпринимательства.

Для того чтобы во время процедуры допуска участников удостовериться, что участник соответствует требованиям вышеназванного закона, заказчик должен:

Первое, с целью проверки сведений о размере уставного капитала субъектов малого предпринимательства указать в конкурсной документации или документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копии учредительных документов (устав, учредительный договор).

При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.

Однако на практике, у заказчиков очень часто возникают вопросы, а как определить этого субъекта малого предпринимательства. К сожалению, данный закон четкого ответа на этот вопрос не дает. По закону заказчик может требовать только выписку из единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит основные сведения об организации. Дополнительно потребовать другие документы, которые могли бы помочь в определении статуса, заказчик не может. Вот и получается, что заказчикам приходится верить на слово, является ли конкурсант малым предпринимателем или нет. Этим пользуются как нечистые на руку заказчики, так и предприниматели, которые малым бизнесом совсем не являются. Ситуация возникает двойственная: с одной стороны, отказать в участии конкурса нельзя, с другой - за допуск того, кого не надо, впоследствии каждый член комиссии должен будет заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей.

Несовершенство закона…

- В чем же причина, что часто складывается ситуация, не позволяющая заказчику применить нормы закона в полной мере?

- Принятие 94-го закона было несомненным шагом вперед в той ситуации, которая сложилась в размещении государственных заказов. Однако закон трудно назвать совершенным. Достаточно четкие критерии поставки выработаны в основном только для товаров, в то время как оказание услуг и выполнение работ прописано значительно хуже, что оставляет множество неурегулированных вопросов. Примечательно, что уже вскоре после принятия закона в июле 2005 года потребовалось внесение в него изменений: первые поправки были приняты в декабре того же года, следующие — через год после его принятия, а в 2007 году депутаты возвращались к правке закона еще трижды. И, как показывает практика его применения, это далеко не предел. Очевидно, что пробелы и нестыковки с другими федеральными законами предоставляют возможности для манипулирования проведением конкурсов.

Большой проблемой, в частности, является отсутствие типового контракта на размещение государственного заказа. Именно это позволяет заказчикам включать в контракт положения порой не только превышающие требования закона, но даже противоречащие ему. Явно не хватает исчерпывающего перечня требований, которые могут включаться в контракт. Это сильно умерило бы аппетиты заказчиков, которые в попытке перестраховаться, пытаются максимально зарегулировать отношения с исполнителем.

Но не только нечеткость требований законодательства является причиной возникновения различных некорректных ситуаций с размещением государственного заказа.

…и его незнание

Второй большой проблемой является элементарное незнание законодательства организаторами проведения конкурсов. Если положения конкурсной документации хоть как-то проверяются перед официальным размещением, хотя и к ним бывает немало нареканий (об этом говорят многочисленные обращения участников конкурсов за разъяснениями отдельных положений документации), то, складывается ощущение, что содержание государственного контракта, являющегося неотъемлемой составляющей конкурсной документации, никто особенно не проверяет на соответствие законодательству. Нельзя оставлять вне рассмотрения вопрос и о сознательном желании отстранить неугодных участников от участия в конкурсе. Это может быть достигнуто разными способами: от мелочных придирок в оформлении конкурсной документации (что уже будет являться достаточным для недопуска к конкурсу), до установления максимально возможного размера денежных средств, вносимых участником конкурса для обеспечения конкурсной заявки, или написания технического задания под конкретного исполнителя с включением работ, которые может выполнить за заявленную цену только исполнитель, имеющий определенные преференции. И то, и другое — барьер отсечения для неугодных участников. Таким образом, любое из перечисленного можно назвать причиной несовершенства существующего порядка размещения заказов.

- О чем хотелось бы сказать в заключение?

- Механизмы контроля за размещением государственного заказа совершенствуются. Наше Министерство активно взаимодействует с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, Контрольным управлением Министерства финансов республики, Министерством внутренних дел РК, Прокуратурой и другими правоохранительными органами Карелии. То есть все идет к тому, чтобы механизм контроля работал более оперативно, эффективно и единообразно.

Беседу вел
Наиль ШАБИЕВ

Техническая поддержка портала
Создано 8 декабря 2008. Отредактировано 8 декабря 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.