Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Контроль на алкогольном рынке должен быть ужесточен

Как известно, Министерство экономического развития проводит целенаправленную работу по контролю за ситуацией на алкогольном рынке республики. О том, как обстоит дело с реализацией и потреблением алкогольной продукции в этом году, мы беседуем с ведущим специалистом министерства Татьяной ЛОГИНОВОЙ.

- Прежде всего, хочу отметить, что количество лицензиатов, имеющих право на розничную продажу алкогольной продукции, за период с 2005 года по настоящее время уменьшилось с 1033 до 687, - говорит она.- Основной причиной стал запрет осуществления этой деятельности индивидуальным предпринимателям. Общее количество обособленных подразделений розничной торговли алкогольной продукции за это время сократилось на 15, 5 процента.

- Насколько пополнились бюджеты городов и районов республики в этом году за счет выдачи, продления и переоформления лицензий?

- За 9 месяцев в бюджеты поступило 5,6 миллиона рублей.

- Какое количество алкогольной продукции реализовано в этом году через розничную продажу?

- По данным мониторинга нашего министерства, проводимого на основании сведений из деклараций лицензирующих органов республики, за девять месяцев текущего года розничная продажа составила 1,8 миллиона декалитров, что на 8,3 процента выше показателей соответствующего периода прошлого года. Наибольшая динамика продажи алкогольной продукции - 147 процентов – наблюдается в Муезерском районе, наименьшая – 90 процентов - в Кемском. Средний показатель по республике – 108,3 процента.

- Какие виды крепких напитков больше всего употребляют в Карелии?

- В ассортименте реализуемой продукции доля водок составляет 39 процентов, что выше прошлогоднего уровня на 3 процента, ликероводочных изделий – 4,7 процента, коньяков – 1,8, вин – 41,4, прочей алкогольной продукции крепостью менее 9 процентов объема готовой продукции – 13 процентов.

- С весны этого года простаивает главный производитель местной алкогольной продукции ПЛВЗ «Петровский». Каково теперь соотношение между завозной и своей продукцией?

- За счет отечественной алкогольной продукции из-за пределов республики обеспечено 88,8 процента внутреннего рынка республики, удельный вес импортной продукции 11,2 процента, а произведенной местными заводами-изготовителями составляет всего 7,5 процента в общем объеме. Напомню, что в 2003 году доля продукции местного производства составляла почти 25 процентов, в 2004 году – 12,8.

35 процентов поставок принадлежит товаропроизводителям и поставщикам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 20 – Москвы и Московской области и 7 процентов - Вологодской области.

- Как вы расцениваете ситуацию на внутреннем алкогольном рынке республики?

- Она стабильна и сбалансирована, в достаточной степени обеспечивает прозрачность каналов сбыта продукции через официальные источники, а также защиту населения от контрафактной и фальсифицированной продукции.

- В прошлом месяце в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы законодательного регулирования алкогольного рынка России». В них участвовали и представители министерства экономического развития республики? Расскажите об этом подробнее.

- Слушания проводил Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Участвовали депутаты Государственной Думы и представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел РФ, Торгово-Промышленной палаты РФ, органов исполнительной власти субъектов страны, руководители оптовых организаций и заводов-изготовителей, ведущих СМИ.

В ходе заседания было отмечено, что производство алкогольной и спиртосодержащей продукции в России обеспечивает заметную часть потребительского рынка и доходов бюджета. В настоящее время в этой отрасли сложилась неблагоприятная ситуация, а именно, высокий теневой оборот на рынке алкогольной продукции в значительной мере связан с недостаточно эффективным информационно-документальным контролем на всех стадиях прохождения этилового спирта – от его производства до использования готовой продукции и розничной реализации.

- Почему же контроль оказался не эффективным?

- Главным механизмом, позволяющим осуществлять тотальный контроль за оборотом алкогольной продукции на всех этапах ее прохождения, должны были стать внедрение и четко отлаженная работа единой государственной автоматизированной системы учета объемов производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС), основанной на фиксации информации с федеральных либо акцизных марок. Практический опыт внедрения системы показал ее неготовность установить контроль за оборотом всей алкогольной продукции на территории России и уплатой соответствующих акцизов в федеральный бюджет.

- О каких важных проблемах еще говорилось на слушаниях?

- В настоящее время возникла необходимость в новом подходе к решению проблемы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Необходима координация работы различных министерств, ведомств, так как в российской Федерации отсутствует орган, который мог бы полностью координировать государственную политику и исполнять функции нормативно-правового регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

- Какие рекомендации приняты по результатам слушаний?

- О создании в ближайшее время федерального органа по регулированию и контролю алкогольного рынка, разработке Концепции национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя и культивирования здорового образа жизни на 25-летнюю перспективу. Речь также идет об установлении Правительством РФ минимальных оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, ниже которых их реализация на территории России будет запрещена, введении всеми субъектами страны обязательного декларирования розничной продажи алкогольной продукции, установлении единого порядка и формы представления деклараций. Наконец, в рекомендациях говорится о предоставлении субъектам Российской федерации расширенных полномочий по регулированию и контролю алкогольного рынка, включая создание специализированной уполномоченной государственной компании и с исключительным правом продажи алкогольной продукции на территории соответствующего субъекта РФ, а также аннулировании действующих лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в порядке, установленном этим субъектам.

Беседу вел
Наиль ШАБИЕВ

Техническая поддержка портала
Создано 11 декабря 2008. Отредактировано 11 декабря 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.