Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
На арендаторов больше повлияет кризис

Владимир Юрьев

Владимир Юрьев

Переоформление документов на аренду лесных участков вызывает немало проблем у арендаторов. С чем они связаны? – С этим и некоторыми другими вопросами мы обратились к Министру лесного комплекса Республики Карелия Владимиру ЮРЬЕВУ.

- Владимир Васильевич, по данным газеты «Коммерсант» прогнозы на 2009 год не утешительны – подготовить необходимый перечень документов и переоформить аренду лесных участков смогут только 54% российских лесопромышленников.
Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию – насколько эта информация на ваш взгляд соответствует действительности?

- Ситуацию в целом по Российской Федерации прокомментировать сложно, субъекты федерации различаются по преобладающим видам использования лесов, по интенсивности лесопользования, на процесс переоформления договоров аренды могут влиять факторы косвенного характера. Однако, данные газеты «Коммерсант» представляются излишне пессимистичными.

- Насколько сложно подготовить перечень документов для переоформления договора аренды лесного участка в условиях нового Лесного кодекса?

- Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ урегулирован Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 4 октября 2007 года № 258.

В соответствии с данным порядком арендатор подает заявление о переоформлении договора в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду. К заявлению прилагается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Никаких иных документов от арендатора не требуется. Дальнейшая работа по переоформлению договора выполняется государственными органами лесного хозяйства. Как видим, процесс переоформления договора аренды не влечет для арендатора особых сложностей.

Срок рассмотрения заявления о переоформлении договора и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора. Решение является основанием для заключения нового договора.

- Расскажите, как обстоят дела в вашем регионе. Сколько процентов лесопромышленников не успевают подготовить необходимую документацию?

- По состоянию на 23 декабря 2008 года в Республике Карелия переоформлено 98% договоров, подлежащих приведению в соответствие с Лесным кодексом РФ. Таким образом, до конца года, т.е. в установленные законом сроки работа будет закончена.

- В чем, по-вашему, кроется основная причина сложностей оформления документов нового образца, возникающая у ряда лесозаготовителей?

- Основная причина – новизна законодательства.

С самого начала процесс приведения договоров аренды в соответствие с новым законодательством осложняло то, что положения Лесного кодекса РФ не были развиты системой подзаконных актов. Подзаконные акты стали издаваться практически только с мая 2007 года, и этот процесс еще не завершен.

Постановление Правительства РФ N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвердившее базовые подходы к новому договору аренды, типовую форму договора и приложений, вышло только 28 мая 2007 года. Наконец сама процедура приведения договоров в соответствие с Лесным кодексом РФ была установлена приказом МПР России только в октябре 2007 года.

Учитывая предусмотренную Лесным кодексом РФ реорганизацию лесхозов в лесничества, соответствующие изменения в структуре республиканских органов исполнительной власти, отвечающих за лесоуправление, смену реквизитов, печатей, регистрацию, продуктивно приступить к процессу переоформления договоров удалось в мае 2008 года.

В связи с изменением категорий защитности лесов и режимов использования лесов в каждой из категорий защитности в Республике Карелия существенно изменился показатель расчетной лесосеки. Лесохозяйственные регламенты лесничеств позволяют определить данный показатель в целом по лесничеству, а не по каждой арендуемой территории. Это не позволяет включать в переоформляемые договоры окончательные значения расчетной лесосеки, а также объемов лесохозяйственных и лесокультурных мероприятий. Министерству предстоит корректировать переоформленные договоры в течение 2009 года.

Действующее законодательство не исключает возможности двоякого толкования некоторых вопросов, возникающих в процессе переоформления договоров. В частности, возможно ли в процессе переоформления изменить размер арендной платы и срок действия договора, являются ли неустойки существенным условием договора. Остро стоит вопрос об источниках финансирования лесохозяйственных и лесокультурных работ, так как Лесной кодекс РФ прямо не отвечает на вопрос, кто обязан нести эти затраты – бюджет или арендатор. Все это служило причиной преддоговорных разногласий, замедляющих процесс переоформления договоров.

Ранее договоры аренды участков лесного фонда заключались, исходя из возможности предоставить один участок разным арендаторам для осуществления различных видов использования лесов. В настоящее время позиция органов регистрации прав на недвижимое имущество отрицает возможность зарегистрировать договоры в случае «наложения аренд» (хотя бы и на различные виды использования лесов). Единственным результатом длительных переговоров, проведенных Министерством, является то, что ранее зарегистрированные с «наложением аренд» договоры после их приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ все же принимаются к регистрации.

Ранее для проведения работ по государственной регистрации прав на участки лесного фонда не требовалось проведения межевания и постановки участка на кадастровый учет. В настоящее время ни один договор не регистрируется без предъявления кадастрового паспорта, оформлению которого предшествуют достаточно длительные и дорогостоящие межевые работы. Согласно позиции органов регистрации прав на недвижимое имущество отсрочка для обязательного кадастрового учета лесных участков, предусмотренная до 1 января 2010 года федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», на территории Республики Карелия не действует. Министерству удалось достигнуть договоренности с Управлением Росрегистрации по Республике Карелия о том, что в процессе приведения старых договоров аренды в соответствие с действующим законодательством кадастровые паспорта арендуемых лесных участков требоваться не будут.

- Попробуйте спрогнозировать ситуацию в 2009 году по данному вопросу.

- В 2009 году на работу арендаторов лесных участков в большей степени будут влиять кризисные явления в экономике, нежели последствия того, что договоры аренды переоформлены и арендные отношения развиваются по измененным законам. В любом случае Министерство планирует в 2009 году продолжить работу по совершенствованию взаимоотношений с лесопользователями, своевременно устранять неясности и затруднения, которые могут возникнуть по причине недостатков в нормативном регулировании. Для сведения – Лесным планом Республики Карелия на период его действия предусматривается наращивание объемов лесопользования.

Беседу вел Наиль ШАБИЕВ

Техническая поддержка портала
Создано 24 декабря 2008. Отредактировано 24 декабря 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.