Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Премьер-министра Правительства Республики Карелия Чернова П.В.
"Об итогах работы Правительства Республики Карелия за 2002-2005 годы и задачах на 2006-2010 годы"
на расширенном заседании Правительства
10 марта 2006 года

Уважаемый Сергей Леонидович!
Уважаемые участники заседания
Правительства Республики Карелия!

Сегодня прежний состав Правительства Республики Карелия подводит итоги своей деятельности за период 2002-2005 годов. Это были достаточно напряженные годы, как в жизни страны, так и Республики Карелия. Прежде всего, это связано с глубоким реформированием в экономике, социальной и финансовой сферах. В рамках административной реформы продолжался процесс разграничения полномочий между уровнями власти, реформировалось местное самоуправление.

В этих условиях Правительство должно было оперативно реагировать на происходящие изменения, решая при этом главную свою задачу - обеспечение экономического роста с целью повышения уровня жизни жителей Карелии.

Свою деятельность в 2002 году Правительство начало с определения стратегических задач в области социально-экономического развития на 2002-2006 годы и на период 2010 года. Были внесены изменения и дополнения в Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 года.

Были разработаны "Основными направлениями деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы, и утверждены мероприятия по их реализации.

Приняты республиканские программы экономической направленности: по развитию горнопромышленного и лесного комплексов, инвестиционной и промышленной политике, поддержке малого предпринимательства, оздоровлению экологической обстановки и другие.

В качестве главного приоритета экономической политики на 2002- 2006 годы было определено привлечение инвестиций в республику, в первую очередь из-за пределов Карелии.

Правительство Карелии последовательно решало вопросы, связанные с формированием благоприятного инвестиционной климата.

Совершенствовалось республиканское законодательство об инвестиционной деятельности, в соответствии с которым инвесторам предоставлялись налоговые льготы, бюджетные льготные кредиты, государственные гарантии.

Были приняты и реализованы целевые программы по поддержке малого предпринимательства в Республике Карелия. На их финансирование в 2002-2005 годах из республиканского бюджета направлены средства в сумме 8,5 млн. рублей. Субъектам малого бизнеса предоставлены льготные кредиты на сумму 150 млн. руб. Реализо-вывались лизинговые схемы поставки оборудования для малого биз-неса, осуществлялось микрофинансирование проектов,

С целью привлечения инвестиций в республику из-за пределов Карелии в течение 2002-2005 годов заключались соглашения Правительства Республики Карелия с такими крупнейшими отечественным компаниями, как "Российские железные дороги", "Газпром", группа компаний "Мечел", концерн "Северсталь", Северо-Западный Банк Сбербанка России и другими.

В рамках этих соглашений прорабатывались вопросы участия сторон в реализации конкретных инвестиционных проектов, согласовывались сроки и объемы финансирования.

Итоги 2002-2005 годов свидетельствуют о том, что приоритеты экономического развития Правительством Карелии были определены правильно.

За 4 года в экономику Карелии направлено 47,7 млрд. руб. инвестиций, что более чем в два раза превышает объем инвестиций за 1998-2001 годы (18,9 млрд. руб.). Завершена реализация более пятидесяти крупных и малых проектов, в первую очередь в сфере промышленности и транспорта. Это оказало определяющее влияние на социально экономического развитие республики за последние 4 года.

Строительство магистрального газопровода "Петрозаводск - Кондопога", электрификация участков Идель-Свирь и Сумпосад - Маленга Октябрьской железной дороги, перевод котельных на при-родный газ и местные виды топлива, газификация жилищного фонда и другие мероприятия по энергосбережению позволили только за 2005 год сократить потребность в завозе мазута в Карелию на 215 тысяч тонн, а каменного угля на - 95 тыс. тонн. В процентном соотношении за прошедший год поставки мазута сократились почти на 30%, угля - на 24%.

В результате ввода 10-й бумагоделательной машины в ОАО "Кондопога" и реконструкция производства в ОАО "Сегежский ЦБК", производство бумаги за 4 года увеличилось на треть, бумажных мешков - на 60%. Сегодня 35 процентов российской газетной бумаги и 59% бумажных мешков выпускается в Карелии.

Крупные проекты реализованы в горнопромышленном комплексе. Это строительство и реконструкция карьеров по добыче щебня и блочного камня в Сортавале, Медвежьегорском, Суоярвском, Пудожском и Прионежском районах. За 2002-2005 годы производство строительных нерудных материалов увеличилось в 1,5 раза, в том числе щебня - на 59%.

ОАО "Карельский окатыш" активно развивает производство и сырьевую базу. Это позволило за 4 года на 30% увеличить производство товарной руды и железорудных окатышей. Сегодня в республике выпускается почти 25% произведенных в России окатышей.

Правительством активно проводилась работа с иностранными инвесторами. Реализации этого направления способствовала организация презентаций инвестиционного потенциала республики на международных и российских выставках, форумах и других мероприятиях.

Объем иностранных инвестиций в экономику республики за 2002-2005 годы составил свыше 170 млн. долларов США, в том числе прямых инвестиций - 43 млн. долларов, или свыше 25%.

С привлечением иностранных инвестиций введены 2 и 3 очереди производства электрооборудования в ООО "Кархакос" в Костомукше. Концерном "Стора-Энсо" построен лесозавод в поселке Импилахти. Продолжается реконструкция лесопильного производ-ства в ООО "Медвежьегорский леспромхоз". Концерном "ИКЕА" строится современный лесоперерабатывающий комплекс в Костомукше и Калевальском районе. Запущены в эксплуатацию очистные сооружения в Сортавале, завершается строительство международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя".

Реализация перечисленных и многих других инвестиционных проектов была направлена на модернизацию действующих производств, создание новых предприятий, освоение современных технологий, развитие транспортной и таможенной инфраструктуры. Особое внимание уделялось увеличению объемов переработки в республике природных ресурсов, в первую очередь лесных.

В конечном счете, это привело к ускорению темпов экономического роста. В 2002 - 2005 годах в республике обеспечен устойчивый рост производства в большинстве отраслей экономики, рост экспорта. Ежегодно увеличивались объемы розничного товарооборота, платных услуг населению, коммерческий грузооборот предприятий транспорта. Возрастали прибыль предприятий, реальная заработная плата и пенсии.

За 2002-2005 годы валовой региональный продукт в республике увеличился более чем на 23% в сопоставимой оценке. В 2005 году, по предварительной оценке, рост ВРП в Карелии составил 9% при среднем показателе по России 4%.

Индекс физического объема промышленного производства в 2005 году составил 136% к 2001 году. Наиболее высокие темпы роста достигнуты в 2004-2005 годах: 110,7 и 118% соответственно.

В 2005 году промышленной продукции произведено на 61,5 млрд. руб. В действующих ценах это в 1,4 раза выше уровня 2004 года.

Росту объемов промышленного производства способствовало также постоянное взаимодействие Правительства Карелии с руководителями и собственниками крупнейших предприятий. Его результатом, в частности, стало улучшение ситуации по обеспечению машиностроительных предприятий заказами.

Так, у ЗАО "Петрозаводскмаш" сложились новые партнерские отношения с предприятиями России и Ближнего зарубежья. Заключен крупный контракт на изготовление и поставку в Республику Беларусь бумагоделательной машины для завода в городе Шклове. Решаются вопросы поставки оборудования для нефтегазового комплекса Республики Татарстан, для Московского метрополитена, выполнения заказа для Минатома России.

В 2005 году принято специальное распоряжение Правительства Карелии об оказании содействия ОАО "Онежский тракторный завод". За год предприятие увеличило выпуск тракторов и лесных машин почти на 100 штук, однако справиться с финансовыми проблемами пока не удалось. Работа по выводу предприятия их финансового кризиса будет продолжена

С 2003 года растут объемы производства в ОАО "Судостроительный завод "Авангард". Правительство активно взаимодействовало с федеральными органами исполнительной власти по вопросу размещения военного заказа на предприятии. Это позволило постепенно наращивать объемы заказов и увеличить за два года объемы производства на предприятии на 56%.

В целях оказания поддержки предприятиям машиностроения в 2005 году внесены изменения в республиканское законодательство о налогах и сборах. Установлена пониженная ставка по налогу на имущество для предприятий, занимающихся производством машин и оборудования для лесного комплекса республики, а также судоремонтом и судостроением. С 1 января 2006 года она снижена до 0,2%, ранее действовала ставка 2,2%.

В 2003-2004 годах Правительство активно содействовало возобновлению работы в ОАО "Кондопожский комбинат хлебопродуктов". В 2005 году предприятие работало устойчиво, увеличило производство муки в 1,9 раза к уровню 2004 года, комбикормов - в 2,4 раза.

Рост инвестиций в экономику стимулировал строительную деятельность. За 2002-2005 годы объем подрядных работ составил в действующих ценах около 18 млрд. руб. В том числе в 2005 году - 5,1 млрд. руб., или 110,5% в сопоставимой оценке к уровню 2004 года. Ежегодно растет число строительных организаций, имеющих лицензии на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ. В 2005 году выдана 981 такая лицензия (в 2004 году - 748 лицензий).

Правительством республики постоянно оказывалась помощь экспортерам. Целенаправленно проводилась работа с федеральным центром по снижению экспортных пошлин на продукцию углубленной переработки и отмене импортных пошлин на технологическое оборудование. В 2003-2005 годах отменены экспортные пошлины на крафт-бумагу, бумажные мешки, фанеру, газетную бумагу, целлюлозу, снижены пошлины на пиломатериалы. Это позволило предприятиям лесного комплекса снизить затраты при экспорте лесопродукции на сумму около 58 млн. долл.

Внешнеторговый оборот Республики Карелия в 2005 году составил 1245 млн. долл. США, превысив уровень 2001 года на 58%. Впервые объем экспорта карельских предприятий превысил 1 млрд. долл. США и достиг в 2005 году 1045 млн. долл. США. Это на 62 % превышает уровень 2001 года. В последние годы в структуре карельского экспорта появились новые виды продукции перерабатывающих отраслей - изделия из черных металлов и электрооборудование.

Улучшались финансовые результаты деятельности предприятий республики. По данным Карелиястата, за 2005 год сальдированный финансовый результат составил 11,2 млрд. руб. прибыли, что в 4,6 раза превышает уровень 2001 года.

За прошедший год значительно улучшены финансовые показатели по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - сальдированная прибыль увеличилась в 6,5 раза, "строительство" - в 5,2 раза, целлюлозно-бумажном производстве - в 17 раз. В этих видах деятельности обеспечены наиболее высокие темпы роста физических объемов производства.

Прибыльными предприятиями по итогам 2005 года получена прибыль в сумме 13,4 млрд. руб., что в 2,8 раза выше, чем в 2001 году.

Улучшение финансового положения предприятий реального сектора экономики позволило им более активно привлекать банковские ресурсы на инвестиционные цели. Доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций увеличилась с 4% в 2001 году до 20% в 2005 году.

И, конечно же, положительная динамика экономического развития за последние четыре года, оказала самое непосредственное влияние на формирование доходов регионального бюджета.

По сравнению с 2001 годом доходы консолидированного бюджета Республики Карелия увеличились в 2005 году с 6,2 - до 13,8 млрд. рублей, или в 2,2 раза. Опережающими темпами росли собственные доходы.

Правительство постоянно проводило работу с федеральными органами исполнительной власти, депутатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу увеличения финансовой помощи из федерального бюджета. За 2002-2005 годы ее объем составил около 9 млрд. руб., в том числе в 2005 году - 2,3 млрд. руб. Это в 2 раза превышает уровень 2001 года

На реализацию на территории республики федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за четыре года из федерального бюджета привлечено 5,5 млрд. руб.

По уровню привлечения средств из федерального бюджета на одного жителя Карелия занимает 3 место в Северо-Западном федеральном округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Этот показатель в республике выше среднего по России.

С 2001 года объем расходов консолидированного бюджета Республики Карелия вырос с 6,3 - до 13,5 млрд. руб. в 2005 году, или в 2,2 раза. Впервые за последние годы консолидированный бюджет Республики Карелия и бюджет Республики Карелия исполнены с профицитом.

Возросла социальная направленность бюджетных расходов. Если в 2001 году расходы на финансирование учреждений социальной сферы и социальную политику составляли 3 млрд. рублей, то в 2005 году - уже 8,9 млрд. рублей. Таким образом, за 4 года расходы на социальные нужды возросли в 3 раза.

Рост бюджетных доходов позволил также увеличивать расходы на государственную поддержку жилищно-коммунального и сельского хозяйства, финансирование Адресной инвестиционной программы Республики Карелия и другие цели.

В 2002-2005 годах на государственную поддержку сельскохозяйственного производства из бюджета Республики Карелия направлены средства в сумме 839 млн. руб., в том числе в 2005 году - 275 млн. руб., что в 2 раза превышает уровень 2001 года. Это позволило остановить ежегодное сокращение сельскохозяйственного производства и в 2005 году выйти на показатели 2004 года (индекс физического объема - 100,2%).

Утвержденный Правительством Карелии порядок предоставления целевых субсидий на поддержку животноводства направлен на стимулирование роста объемов производства мяса и молока, сохранение поголовья дойного стада, приобретение племенного скота.

По молочной продуктивности коров Карелия вошла в пятерку лучших регионов России - в среднем по республике в 2005 году надой на одну корову составил 4585 кг молока (РФ - 3313 кг).

Все больше средств из бюджета республики Карелия направляется на техническое перевооружение сельхозпредприятий. В 2005 году доля этих средств составила 16% от общего объема расходов, направленных на господдержку сельского хозяйства.

Правительство республики оказывает поддержку рыбохозяйственному комплексу республики. Это позволило в 2005 году ввести в строй еще 3 форелевых хозяйства. Производство товарной форели и посадочного материала увеличилось до 5,8 тыс. тонн, что в 2,9 раза превышает уровень 2001 года. Около 70% российской форели выращивается в Карелии.

В целях создания условий для повышения престижности сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни в Карелии с 2003 года реализуются федеральная и республиканская программы по социальному развитию села до 2010 года.

В связи с переходом на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ с 2005 года прекращено дотирование отрасли. Бюджетные средства направляются на строительство и модернизацию котельных, тепловых и водопроводных сетей, строительство объектов водоснабжения.

Эти работы ведутся во всех городах и районах республики, однако в последние годы особое внимание уделялось подготовке к зиме объектов ЖКХ в Беломорском, Калевальском, Медвежьегорском, Лоухском, Олонецком районах.

За счет средств республиканского бюджета за 4 года проведена реконструкция 7-ми котельных, введены в эксплуатацию напорно-регулирующая ёмкость в Лахденпохье, ЛЭП "Святозеро-Верхние Важины" и "Сяпся-Чуйнаволок", водоочистные сооружения в Видлице, новые теплотрассы и водопроводные сети.

Всего за счет всех источников финансирования на подготовку объектов ЖКХ к работе в зимних условиях в течение четырех лет направлено почти 1,5 млрд. рублей. Заменено более 150 котлов, 161 км ветхих тепловых сетей и 94 км ветхих водопроводных сетей.

Продолжена газификация жилищного фонда в городе Петрозаводске. Переведено на потребление природного газа 56 домов.

Увеличению объемов жилищного строительства в республике в последние годы уделяется повышенное внимание со стороны Правительства Карелии. Разработана и реализуется республиканская целевая программа "Жилище" 2004-2010 годы. Ее финансирование осуществляется как за счет средств федерального и республиканского бюджетов, так и за счет внебюджетных источников.

За счет бюджетных средств за 4 года построены дома для ветеранов и сотрудников органов внутренних дел в городах Беломорске, Костомукше, Петрозаводске, Сегеже.

За последние 4 года государственную поддержку при строительстве (приобретении) жилья получили 1718 семей республики, в том числе в 2005 году - 728 семей (2002 год- 80 семей).

Это 281 семья, проживающая в сельской местности, 16 семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, 52 молодые семьи и 22 семьи, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Выдано 292 государственных жилищных сертификата военнослужащим, уволенным в запас. Приобретено жилье для 67 детей - сирот.

Все больше семей в республике улучшают свои жилищные условия с использованием системы ипотечного жилищного кредитования. В 2005 году таких семей было уже 516 (в 2002 году-21 семья).

Всего за 2002-2005 годы за счет всех источников финансирования в Карелии введено в действие жилых домов общей площадью 336 тыс. кв. м, в том числе в 2005 году - 88,5 тыс. кв. м.

Значительные средства направлялись на строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Привлечение средств федерального бюджета позволило увеличить объемы финансирования и ускорить сроки ввода объектов. С привлечением средств федерального бюджета осуществлялась реконструкция музея-заповедника "Кижи", объектов Валаамского архипелага, консерватории в г. Петрозаводске.

К 300-летию Петрозаводска завершена реконструкция зданий Национального театра и Краеведческого музея, исторического цен-тра в Петрозаводске. Введены в эксплуатацию 1-я очередь учебно-лабораторного корпуса ПетрГУ и 2-я очередь набережной Онежского озера в Петрозаводске, объекты аэровокзального комплекса в аэропорту "Бесовец".

Построены больница и поликлиника в поселке Пряжа, участковая больница в Видлице, 2 амбулатории, 4 школы, детский сад в селе Шелтозеро, здание РОВД в Олонце.

По наказам избирателей, поступившим в ходе избирательной кампании Главы Республики Карелия 2002 года, построены и введены в эксплуатацию 13 объектов.

Осуществлялось строительство и реконструкция автодорог федерального и республиканского значения с общим объёмом ассигнований за 2002-2005 годы - 3766 млн. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета - 3164 млн. рублей.

За этот период на территориальных дорогах республики введено 96 км новых дорог, построено 15 мостов протяженностью 537 погонных метра. Отремонтировано 68 км дорог и 59 мостов. Завершены работы по строительству автодорог, обеспечивающих выход к границе с Архангельской и Вологодской областями.

Как уже отмечалось, за 2002-2005 годы значительно увеличены расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на финансирование отраслей социальной сферы и социальную политику. За счет этих средств осуществлялось текущее содержание развернутой сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания.

Правительство Карелии своевременно обеспечивало индексацию заработной платы работников бюджетной сферы. В течение последних лет стабилизировалась ситуация с выплатой заработной платы бюджетникам. Принимались меры по снижению просроченной задолженности по выплате заработной платы в реальном секторе экономики. Осуществлялось взаимодействие с профсоюзами и работодателями в рамках социального партнерства.

Большая работа проводилась Правительством Карелии по реализации республиканских целевых программ в области развития образования, здравоохранения, культуры, национальной политики, физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни. В 2005 году обеспечено выполнение федерального законодательства в части предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - ветеранов труда, тружеников тыла, работников бюджетной сферы, работающих и проживающих в сельской местности.

В течение 2002-2005 годов осуществлялась реализация программ, направленных на улучшение положения семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов, малоимущих граждан. Ежегодное увеличение бюджетных расходов на социальную политику на 15-20% дает возможность последовательно повышать социальную защищенность пенсионеров, инвалидов, детей и многодетных семей.

Принимаемые меры Правительством Республики Карелия меры в области социально-экономического развития республики обусловили рост денежных и реальных доходов населения.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24% в 2001 году - до 21% в 2005 году(Данные за 2005 год предварительные, не учитывающие влияние монетизации льгот, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.) Реальные располагаемые денежные доходы населения за 4 года возросли на 37%, реальная заработная плата - более чем в 1,5 раза. Этому способствовало также и постепенное снижение инфляции в республике: с 18,3% в 2001 году - до 10% в 2005 году.

В 2005 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в экономике республики составила 8747 рублей, что на 25% превышает уровень 2004 года. При этом темпы роста средней заработной платы в 2,5 раза превышали темпы роста потребительских цен.

В республике стабилизируется положение на рынке труда. Ежегодно сокращаются масштабы общей безработицы, повышается активность граждан в поиске работы.

Численность зарегистрированных безработных за 2005 год изменилась незначительно (рост на 0,4%). Уровень официальной безработицы на конец 2005 года - 3,5% от экономически активного населения - остался таким же, что и на начало 2005 года.

Таким образом, Правительству республики за 4 года удалось выполнить большинство намеченных планов.

Вместе с тем, существующие проблемы в области экономики и социального развития требуют активных действий по их решению.

Создана рабочая группа по разработке Стратегии развития республики на предстоящие 15 лет.

Правительством Республики Карелия разработан проект Программы экономического и социального развития Республики Карелия на 2006-2010 годы.

Проектом данной программы предусмотрено достижение к 2010 году следующих целевых ориентиров:

  • увеличение валового регионального продукта на 24,6% в сопоставимой оценке к уровню 2005года. Для этого необходимо обеспечить ежегодный прирост ВРП на уровне 4-5%;
  • рост реальных доходов населения не менее чем на 20%;
  • снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 15%.
  • создание не менее 9 тысяч рабочих мест, сохранение 52 тысяч рабочих мест.

Достижение этих ориентиров будет обеспечиваться за счет дальнейшего экономического роста, привлечения инвестиций.

Объем инвестиций в основной капитал должен увеличиться с 14,7 млрд. рублей в 2005 году - до 27,2 млрд. рублей в 2010 году или на 23 % в сопоставимых ценах.

В 2006-2008 годах в республике предусматривается реализация более 80 коммерческих проектов.

В промышленности повышение конкурентоспособности продукции карельских предприятий должно стать приоритетом на ближайшие пять лет. Это особенно актуально в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию.

Для решения этой задачи будет продолжена работа по привлечению инвестиций на техническое перевооружение действующих предприятий и создание новых производств, освоение новых видов продукции, внедрение новых технологий, в том числе энергосберегающих. Будет продолжено оказание государственной поддержки инвесторам.

Первостепенное внимание будет уделяться повышению эффективности работы предприятий лесного комплекса. Ставится задача увеличить к 2010 году объем вывозки древесины до 7,2 млн. куб. м., освоение расчетной лесосеки - до 80%. Предусматривается модернизация предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины, организация производств по переработке лиственного и низкосортного сырья. Планируется ввод новых мощностей по производству бумаги, целлюлозы, пиломатериалов, фанеры, мебели и других видов продукции.

С 1 января 2007 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается значительный объем государственных полномочий в сфере лесопользования. В связи с этим предстоит принять нормативные правовые акты Республики Карелия, обеспечивающие реализацию передаваемых полномочий.

В целях развития горнометаллургического комплекса предусматривается дальнейшая реализация программы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы", привлечение на ее финансирование внебюджетных средств. Планируется вовлечь в хозяйственный оборот новое месторождение железных руд в районе Костомукши, что позволит увеличить производство окатышей до 11 млн. тонн.

Предусматривается начать освоение месторождения хромитовых руд в Пудожском районе, месторождений торфа, природного камня и ряда других.

Будет продолжена практика заключения соглашений Правительства Карелии с собственниками крупнейших предприятий ("Север-сталь", "Суал", "Мечел" и других), направленных на развитие производства, улучшение экологической обстановки. Реализация таких соглашений повышает участие и ответственность бизнеса за социально-экономическое развитие территорий.

В целях обеспечения населения высококачественными продуктами питания будет оказываться государственная поддержка предприятиям пищевой промышленности. Целью такой поддержки является помощь в реализации инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции.

В электроэнергетике и коммунальном хозяйстве одним из основных направлений будет внедрение энергосберегающих технологий, перевод котельных на природный газ и местные виды топлива (торф, отходы лесопиления). Будет продолжена газификация жилищного фонда в Петрозаводске и Кондопоге, Прионежском, Пряжинском и Кондопожском районах. Это позволит существенно сократить расходы на приобретение дорогостоящих мазута, камен-ного угля и сжиженного газа, завозимых из-за пределов Карелии.

Во взаимодействии с ОАО "Карелэнерго" предусматривается последовательно решать вопросы, связанные с обеспечением устойчивого энергоснабжения потребителей. Будет продолжена работа по подключению населенных пунктов к централизованной системе энергоснабжения, замене действующих дизельных электростанций (в частности, на острове Валаам).

В сфере коммунального хозяйства будут осуществляться строительство и реконструкция очистных сооружений, водозаборов, инженерных сетей. Это позволит улучшить экологическую обстановку, повысить качество питьевой воды для населения, сократить потери тепла и воды на инженерных сетях.

В области развития транспортной инфраструктуры, во взаимодействии с Минтрансом России и ОАО "Российские железные дороги", будет решаться задача создания надежных и современных транспортных магистралей, проходящих по территории Карелии.

Предусматривается начать работы по электрификации железной дороги в направлении Тикша-Ледмозеро-Кочкома, продолжить реконструкцию автодороги Пряжа-Леметти и к пункту международного пропуска "Суоперя". Особое внимание планируется уделять ремонту региональных автодорог.

Продолжится реконструкция Беломорско-Балтийского канала.

В предстоящий период будет завершено строительство международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя", начата реконструкция железнодорожного пункта пропуска "Вяртсиля".

В области сельского хозяйства предусматривается к 2009 году завершить приватизацию государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий путем их акционирования. Будет продолжено оказание государственной поддержки сельхозпроизводителям, обеспечивающим рост объемов производства. В рамках реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" предстоит существенно улучшить техническую оснащенность сельхозпредприятий. Создать условия для дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной потребительской и кредитной кооперации.

Увеличению объемов подрядных работ в строительстве будет способствовать рост инвестиций, в том числе в жилищное строительство. К 2010 году объемы ввода жилья планируется довести до 165 тысяч кв. метров. На это направлена реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и республиканской целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы. Повышенное внимание, как и в предыдущие годы, будет уделяться развитию ипотечного жилищного кредитования, строительству социального жилья и жилья в сельской местности.

В соответствии с долгосрочной инвестиционной программой Республики Карелия на 2005-2010 годы будет продолжено строительство и реконструкция объектов социальной сферы в городах и районах республики. Планируется, в частности, построить не менее 10 врачебных амбулаторий, завершить строительство и реконструкцию центральных районных больниц в Сортавале и Олонце, продолжить строительство школ. Предусматривается завершить реконструкцию Национальной библиотеки и Национального театра, Республиканского Дома физкультуры. Ввести в эксплуатацию спортивные комплексы в Петрозаводске и Костомукше и ряд других объектов.

Социальная политика Правительство Республики Карелия будет направлена на дальнейшее повышение уровня жизни населения, совершенствование системы и качества предоставления социальных услуг населению республики, реализацию национальных проектов "Здоровье" и "Образование". Предусматриваются мероприятия по улучшению качества подготовки специалистов для социальной сферы, введению отраслевых систем оплаты труда, укре-плению материально-технической базы учреждений.

В области социальной защиты деятельность Правительства Карелии будет сконцентрирована на оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам, многодетным семьям и семьям с детьми, гражданам пожилого возраста, инвалидам и безработным, социальной поддержке ветеранов.

Решению задачи повышения доходов населения и развитию сферы услуг будет способствовать развитие малого бизнеса. Наиболее перспективным представляется его развитие в сфере туризма и сопутствующих отраслях (торговля и общественное питание, гостиничный бизнес, развитие народных промыслов и ремесел и т.п.). Будет продолжено оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, особенно в районах с высоким уровнем безработицы и недостаточным уровнем развития сферы услуг.

Реализация административной реформы, будет связана, в первую очередь, с продолжающимся процессом разграничения полномочий между органами власти всех уровней, необходимостью повышения качества государственных услуг.

Изложенные в проекте Программы направления и мероприятия по экономическому и социальному развитию Республики Карелия на 2006-2010 годы потребуют тесного взаимодействия органов власти всех уровней, бизнеса, общественности.

Результатом реализации Программы должны стать устойчивый рост экономики и доходов населения, снижение уровня бедности, повышение качества социальных и государственных услуг.

Техническая поддержка портала
Создано 10 марта 2006. Отредактировано 10 марта 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.