Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Заместителя Премьер-министра Правительства РК - Министра строительства РК Момотова В.А. на выездном рабочем совещании по вопросам реализации Национальных проектов на территории Республики Карелия с участием полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе
  • Презентация к докладу в формате *.pps (2,45Mb)

16 марта т.г. между Правительством Республики Карелия и Министерством регионального развития Российской Федерации заключено Соглашение о взаимодействие по реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории республики.

Также, в марте-апреле т.г. подписаны аналогичные Соглашения со всеми Администрациями муниципальных образований и городских округов республики.

Ведется работа с Администрациями местного самоуправления и коммунальными службами по развитию и строительству инженерных сетей под перспективные участки жилой застройки. Поставлена задача о необходимости отказа коммунальных и энергетических предприятий от так называемых обременении при выдаче технических условий на подключение к инженерным сетям, заменить их на плату за подключение.

Анализа соблюдения процедур выделения земельных участков показал, что администрации местного самоуправления не знают, что необходимо для проведения земельных аукционов.

Нами был разработан типовой график подготовки земельных участков под жилищное строительство для продажи их на аукционе, в котором перечислены все этапы и требуемый набор работ по формированию земельных участков. Типовой график, форма градостроительного плана, методические рекомендации по заполнению формы градостроительного плана земельного участка направлены в администрации муниципальных образований республики. Сейчас уже сформирован график проведения аукционов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство на 2006 год.

В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ (№ 190-ФЗ от 29,12.2004г.) полномочиями в области градостроительной деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления является подготовка и утверждение документов территориального планирования соответствующих территорий.

В настоящее время больше половины существующей в муниципальных образованиях градостроительной документации устарела и не отвечает изменившимся социально-экономическим, правовым условиям в республики.

В тоже время, во многом не реализованы предложения по освоению территорий под комплексную жилую застройку, включая малоэтажную, заложенные в ранее разработанных генеральных планах. Например, в г. Петрозаводске не освоены территории жилых микрорайонов "Куковка III", "Древлянка II", в г. Кондопога-Северный жилой район.

В связи, с чем в переходный период, до приведения системы градостроительной документации в соответствие с требованиями нового Градостроительного кодекса РФ, будем использовать имеющуюся градостроительную документацию для решения вопросов развития территорий и просили нас поддержать в этом решении.

В соответствии со ст.7 Градостроительного Кодекса РФ республике идет разработка "Схемы территориального планирования Республики Карелия". Срок завершения работ - Ill квартал 2007 года.

В целях оказания методической помощи местным администрациям, Минстрой РК разработал и утвердил Рекомендации по подготовке документов территориального планирования муниципальных образований, проводятся обучающие семинары с участием разработчиков градостроительных законодательных актов.

В настоящее время с учетом целевых показателей реализации Национального проекта разработана новая редакция региональной целевой программы "Жилище". Программа согласованна со всеми министерствами и ведомствами и планируется к рассмотрению в Законодательном Собрании Республики Карелия в июле т.г.

Одним из основных механизмов реализации национального проекта является ипотечное жилищное кредитование. В настоящее время в республике развивается как одноуровневая система жилищного и ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения ресурсов банков, так и двухуровневая система ипотечного жилищного кредитования за счет продажи кредитов (займов) специализированным ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации распределения рисков.

Предоставление кредитов на строительство и покупку жилья осуществляют 8 кредитных организаций (филиалов) из 14, функционирующих на территории республики. На текущий момент жилищными кредитами пользуются 1850 граждан. По темпам роста объема жилищных кредитов Карелия занимает 6 позицию среди 10 регионов Северо-Запада. По доле жилищных кредитов в общем объеме кредитования населения республика находится на 1 месте, по доле в общем объеме кредитных вложений - на 3. При этом Карелия занимает лидирующую позицию по объему жилищных кредитов на душу населения, занятого трудовой деятельностью.

Всего за 2006 год по ипотечным программам выдано уже 312 кредитов на общую сумму 201,323 млн.руб., что говорит о успешной реализации программы.

Национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении (строительстве) жилья, молодым семьям и молодым сельским специалистам, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Республиканский целевой показатель из Соглашения с Минрегионразвития РФ определяет количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального и республиканского бюджета в 2006 году - 153 семьи; количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2006 году должно быть не менее 25 семей.

Считаем, что одной из действенных мер реализации Национального проекта могла бы быть государственная поддержки увеличения производства основных строительных материалов предприятиями строй индустрии и промышленности строительных материалов.

В первую очередь это модернизация комбината крупно-панельного домостроения 000 "ПСО Комбинат строительных конструкций" в г. Петрозаводске.

По остальным видам строительных материалов (строительный кирпич, пиломатериалы, оконные и дверные блоки, щебень) потребность республики на перспективу до 2010 года обеспечена.

Индивидуальные жилые дома в Республике Карелия традиционно строятся из дерева, но их стоимость и индустриальность не могут удовлетворить потребность населения в общем объеме жилищного строительства.

Учитывая, что в республике древесина была и остается традиционно материалом для индивидуального жилищного строительства ежегодный объем индивидуальной жилых домов построенных с применением конструкций из дерева составляет 60-65% от общего объема индивидуального строительства. Большая часть населения республики (более 360,0 тыс.чел. из общего числа населения республики 703,1 тыс.чел.) проживает в малых городах и сельской местности.

Сейчас, прежде всего речь идет о наращивании мощностей индустриального деревянного домостроения с применением высоких технологий. В г.Костомукша на базе 000 "Инкод" ведутся работы по строительству цеха по производству жилых домов из утепленных стеновых панелей с каркасом из древесины по скандинавской технологии. Проектная мощность 2,5 - 3,0 тыс. м2 жилья в год, сдача в эксплуатацию - август т.г.

Компанией 000 "Карелия-Профиль" реализован проект по строительству завода, производящего конструкции и пиломатериалы для деревянного домостроения на ст. Томи-цы, г.Петрозаводска. В перспективе проектная мощность завода может составлять 50 сборных домов в месяц.

Одним из ярких примеров технологий деревянного, в т.ч. смешанного - дерево (ручной рубки брус, деревянный каркас) и мелкоразмерных автоклавных газобетонные блоков домостроения "вживленного" в природный ландшафт, является строительство на побережье озера Кончезеро загородного поселка "Карельская деревня".

Объект является примером комплексной малоэтажной деревянной застройки, включающего в себя полную инфраструктуру жизнеобеспечения поселка:

Участок строительства группы жилых домов загородного типа, общей площадью 12,2 га. Разработанной проектно-сметной документацией на участке предусматривается строительство 29 домов загородного типа.

В период с 2003 построено 10 жилых домов, из них 7 индивидуальных трехэтажных жилых домов общей площадью 2412 м2 были введены в эксплуатацию в 2005 г.; 3-й каркасных сблокированных 2-х этажных жилых дома из секций типа "Эконом" и "Комфорт" (9 квартир) общей площадью 1165,6 м2 планируются к вводу в 2006 году.

В 2007 году будет построено еще 6 сблокированных жилых домов (21 квартира) общей площадью 6113 м2. На текущий момент усредненная стоимость 1 м2 построенного жилья в загородном поселке составляет от 800 до 1100 долларов США. Одной из значительной составляющей стоимости является достаточно высокие затраты на создаваемы полностью с "нуля" инженерные сети (ВК, ЭО и т.д.).

В настоящее время руководством компании прорабатывается возможность использования принципа деревянного быстро сборного домостроения финских компаний, который предполагает строительство деревянных жилых домов из готовых сборных панелей заводского изготовления (индустриальное производство), что обеспечивает высокое качество и короткие сроки возведения домов. Применение данных конструктивных решений позволит снизить стоимость жилья в построенных домах до 500$/м2.

Нами было направлено в Госстрой РФ и Минрегионразвития РФ обращение с ходатайством перед президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов о включении Республики Карелия в число пилотных территорий для развития полносборного или объемно-модульного быстровозводимого малоэтажного домостроение.

Одновременно считаем, что принимаемых мер явно недостаточно. Анализ показал, что для обеспечения увеличение объемов строительства быстровозводимого малоэтажного жилья в республике необходим дополнительный комплекс мер:

  1. Государственная поддержка предприятий строй индустрии и промышленности строительных материалов на цели создания реконструкции, модернизации, технического перевооружения и обновления основных фондов предприятий по производству конструкции и пиломатериалов для деревянного домостроения. (Принятие на республиканском и федеральном уровне целевых программ для реализации предложения).
  2. Упрощение системы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (без проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, необходимо внесение изменений и дополнений в соответствующие статьи "Земельный кодекс РФ").
  3. Внедрение в строительную индустрию республики современных инновационных решений в области строительства малоэтажного жилья на основе технологии "Полносборное или объемно-модульное домостроение".
  4. Увеличение ежегодных объемов выделение в краткосрочное пользование местному населению леса на корню для целей индивидуального строительства (средняя потребность 135,0 тыс.м3). Повышение роли и ответственности Администраций МСУ за эту работу.
  5. Разработка комплексных проектов застройки территорий под индивидуальное жилищное строительство в рамках разработки документов территориального планирования.

За январь - май 2006 года на территории республики введено 21,05 тыс.м2 жилья,

что составляет 135% к аналогичному периоду 2005 года. В том числе индивидуальными застройщиками за свой счет и с помощью кредитов построено 9,28 тыс.м2.

Также хочу заострить внимание присутствующих на основных проблемах с которыми приходится сталкиваться при реализации Национального проекта в республике

  1. Несоответствие стоимости 1 м2 жилья по "Государственным жилищным сертификатам" со средней рыночной стоимостью 1 м2 жилья на территории крупных городов республики.
  2. Достаточно узкие временные рамки для возврата кредитов полученных застройщиками в рамках реализации ФЦП "Жилище" на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой (предполагаемый срок кредита по кредитам, выдаваемым в 2006 - 2008 годах, - 3 года и по кредитам, выдаваемым в 2009 году - 2 года), с учетом предлагаемых механизмов и источников возврата кредита за счет:
    • продажи подготовленных инженерными сетями земельных участков;
    • составляющей тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
    • продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.

    В соответствии с изложенным для обеспечения реализации Национального проекта предлагаем:

    1. В целях формирования механизмов стимулирования землепользователей к скорейшему использованию по целевому назначению земельных участков, выделенных под жилищное строительство считаем целесообразным принятие как федеральных, так и республиканских законодательных актов:
      • по сокращению сроков выделения земельных участков для проведения проектных работ с трех лет до года;
      • по увеличению тарифов на потребление электроэнергии и других коммунальных услуг по объектам незавершенного строительства, которые не подготовлены к сдаче в нормативные сроки, в т.ч. для индивидуальных застройщиков;
      • по увеличению размера земельного налога по объектам незавершенного строительства, которые не подготовлены к сдаче в нормативные сроки
    2. Упростить систему предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (без проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка).
    3. Разработать механизмы финансирования субъектов из средств федерального бюджета на инвестирование строительства коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначаемых для жилой застройки, а также на разработку планировочной документации территориального планирования.
    4. Осуществлять финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в равных долях из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
    5. Принятие на федеральном уровне целевой программы государственной поддержки предприятий строй индустрии и промышленности строительных материалов на цели создания реконструкции, модернизации, технического перевооружения и обновления основных фондов предприятий по производству конструкции и пиломатериалов для деревянного домостроения.
    6. Включить Республику Карелия в число пилотных территорий для развития полносборного или объемно-модульного быстровозводимого малоэтажного домостроения.
    7. Разработать на федеральном уровне программу с механизмами реализации строительства муниципального жилья экономического класса на средства бюджетов всех уровней для сдачи гражданам в коммерческую аренду с правом последующего выкупа. Спасибо за внимание
Техническая поддержка портала
Создано 28 июня 2006. Отредактировано 28 июня 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.