Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Традиционная музыкальная и хореографическая культура Беломорской Карелии и формы ее корректного использования в обслуживании туристов

Доклад ведущего специалиста Госкомитета РК по делам национальной политики И.Б.Семаковой на международной научно-практической конференции "Карелия: эпическая туристская программа "Калевала"
г.Петрозаводск, 20 ноября 2002 года

Современное состояние традиционной культуры Беломорской Карелии вызывает тревогу у специалистов и местных жителей. В силу известных исторических причин в крае произошли необратимые утраты больших групп населения, изменились его экологические, экономические, социальные и этнокультурные нормы жизни. В результате этих новаций индивидуально-родовой механизм передачи традиции бесписьменной культуры оказался практически полностью разрушенным. На смену традиции пришла культура иного уровня и иной идеологии. Развитие сферы туризма в крае не в последнюю очередь призвано способствовать если не возрождению традиции, то возврату и адаптации ее форм в рамках национальной культуры, а так же туристического бизнеса. Развитие туризма в Беломорской Карелии повысит уровень общественной востребованности традиционной культуры карелов, с одной стороны, с другой, будет способствовать отчасти процессу поддержания этнической ментальности коренного населения, освоению утрачиваемых родной культурой привлекательных для окружающих и маркирующих для самих беломорских карелов форм традиционной культуры своих предков.

Традиционная культура беломорских карелов известна в мире как заповедник эпоса. Именно эпос и история его собирания и использования может и должен стать особенно привлекательным для туристов. Организаторам необходимо обратить внимание на то, что без звучащего "вживую" эпоса и форм духовной культуры, рожденной эпосом - рун, свадебных и лирических песен любые экскурсии, увлекательные рассказы и демонстрации будут мертвыми. Культура туристического "рая" должна быть обязательно звучащей. На формах вовлечения туристов в деятельность по созданию собственных эпических импровизаций и ненавязчивого обучения новичков нормам традиционного творчества может выстраиваться целое направление туристической деятельности.

Не менее перспективным может быть обучение и вовлечение туристов в знакомство, и освоение местных хореографических и игровых традиций, функционирующих как локальная этническая версия европейской культуры.

Наиболее распространенными ее образцами являются многочисленные пийрилейкки. Парно-массовый танец Tsuliluikka (шулилуйкка) и сегодня поражает зрителей красотой и нестандартностью идей карельской этнической хореографии.

Уникальным образцом традиционной хореографии беломорских карелов является и массовый танец-шествие Ruha (руха) или Kruuga (крууга). Эти формы традиционной хореографии беломорских карелов легки для усвоения новичками, не требуют от них выработки мастерства. Они призваны способствовать быстрому знакомству участников в игре, созданию чувства общности, ненавязчивому усвоению правил этнического этикетного поведения, приятному времяпрепровождению, отдыху.

Традиционные игры Беломорской Карелии являются очень гибким по своей природе, с большими потенциальными возможностями пластом этнической культуры. Особенно стоит выделить мужские игры: Gruha (в рюхи), поднятие и переноску тяжестей, игры на меткость и т.п. При работе с туристами эти игры очень перспективны, вплоть до выделения в относительно самостоятельное направление деятельности.

Использование традиционных форм культуры в новых условиях требует от привлеченных в эту сферу деятельности специалистов, больших и очень четких, структурированных знаний и крепких навыков в практической деятельности. Помимо этого, работникам этой сферы туристической деятельности нужна хорошая педагогическая и психологическая подготовка.

Необходимо обратить внимание и на то, что с научных позиций описываемая сфера деятельности неравномерно изучена. Стихийная же эксплуатация традиционной культуры края может привести к непоправимым последствиям как для местного населения, так и для Карелии и мира в целом. Только наличие и полноценное функционирование специальных институтов подготовки форм туристической деятельности в крае и специалистов, способных действовать в заданных профессионалами параметрах, может дать полноценный результат.

1) Традиционная хореография Беломорской Карелии формировалась в период ХYII-ХХ вв. Заимствование хореографических форм местным населением происходило через западных соседей - финнов и шведов. Именно этот фактор сформировал специфический, отличный от других регионов Карелии жанровый состав этого пласта традиционной хореографии. Одной из локальных особенностей является практически полное отсутствие сольной пляски, свойственной, например, олонецким и сегозерским карелам, где приток хореографических идей происходил преимущественно через русских.

2) Piirileikki (пийрилейкки) - музыкально-хореографическая форма традиционной молодежной культуры финнов, ингерманландцев, беломорских карелов. Сформировались на основе старых танцев в кругу - rinkitanssi (финск.), ringatans (шведск.), rinkihyppyt (прыжки в кругу, финск.), полсок и обособились к середине ХIХ века. Исполнялись под песни между танцами, сопровождаемыми музыкантами-инструменталистами. Приглашали на п.и парни, и девушки. Термин п. был введен финляндским исследователем Ю.Ренхольмом в конце ХIХ века.

3) Танец выявлен в 1909г. финляндским собирателем Лаури Ханникайненом; впервые описание шулилуйкки опубликовано в 1912 г. А.Пулккиненом (Asko Pulkkinen - Minka mitakin tanhuamisesta. Kisakentta, 1912).Его истоки возможно проследить в западноевропейской хореографии (контрданс). Шулилуйкка исполняется шагом, получившем в хореографии название "ухтинский".

4) Kruuga (крууга) является не только локальной версией широко известного в Северной Европе пласта традиционных прежде всего свадебных танцев с названием Polska ( полска - не путать с полькой!!!), но, вероятно могла существовать и в рамках календарной обрядности в дни летнего солнцеворота 22-24 июня.

И.Б.Семакова,
ведущий специалист
Государственного комитета РК по делам национальной политики

Техническая поддержка портала
Создано 22 ноября 2002. Отредактировано 22 ноября 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.