Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Министра образования РК Г.А.Разбивной на выездном рабочем совещании по вопросам реализации Национальных проектов на территории Республики Карелия с участием полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе

Национальный проект "Образование"

Национальный проект "Образование", построенный на идеологии выявления и поощрения лучших, заставил по-другому оценить качество образования, открыто обсуждать проблемы и дал возможность сегодня доложить о завершении начального этапа проекта в Карелии.

Удалось:

  • обеспечить правовое и информационно-методическое сопровождение.
  • отработать организационное сопровождение через координационный совет, рабочую группу совета (11 заседаний, отчет 7 районов республики).
  • на основании регионального сетевого графика, разработать, утвердить и осуществить муниципальные сетевые графики.
  • Главой Республики Карелия и Главами местного самоуправления подписаны Соглашения.

Во всех районах удалось обеспечить муниципальные составляющие проекта.

Так в Беломорском районе объявлен конкурс и определены 3 премии по 50 тыс. рублей (школа - социо-культурный центр, школа гражданско-патриотического воспитания, школа профориентации)

Для лучших учителей - 5 премий по 10 тыс. рублей

Поощряются учителя, подготовившие призеров и лауреатов республиканских конкурсов, конференций и олимпиад - 500 рублей за одного ученика.

Осуществляется вознаграждение к заработной плате молодым специалистам - по 1000 рублей ежемесячно.

Калевальский район:

  • поощрение лучших учителей района 6 премий по 5000 рублей

г. Костомукша:

  • установлен социальный пакет для работников дошкольных образовательных учреждений, куда входит доплата за 1-4 разряды и бесплатное питание для воспитателей и работников в сумме - 3 млн. рублей.

Лахденпохский район:

  • строительство спортивных залов для муниципальных общеобразовательных учреждений: Райтваттальская и Элисенваарская школы - 2 млн. рублей

г. Сортавала:

  • для лучшего дошкольного учреждения премия - 100 тыс. рублей

г. Петрозаводск:

  • оборудование спортивных площадок 7 полисистемных образовательных округов 1 млн. 200 тыс. рублей и многое другое.

В течение 1 этапа реализации проекта удалось:

  • отладить взаимодействие Минобразования с другими региональными и федеральными ведомствам. Так по инициативе Министерства сельского хозяйства сельским школам, имеющим сельскохозяйственные программы будет закуплена малая сельскохозяйственная техника на 1 млн. рублей.
  • созданы региональные банки по:
    • классным руководителям
    • образовательным учреждениям
    • педагогическим работникам
    • региональным общественным объединениям
    • оснащению образовательных учреждений компьютерной техникой
    • учебно-наглядными пособиями, предметными кабинетами
    • школьными автобусами
  • сформирован рейтинг образовательных учреждений,

Отработал первый состав экспертной группы, завершен конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, сформирован список победителей из 14 школ (всего было представлено 57 школ, осталось в конкурсе 36 школ).

  • завершена подготовка к проведению конкурса учителей, сформирован и начал работать 2-ой состав экспертной группы (проведены опросы студентов педагогических образовательных учреждений, в опросе приняло участие 1200 студентов, назвали фамилии 900 учителей, сыгравших ключевую роль в образовании ученика).
  • обеспечена деятельность Сайта Приоритетного национального проекта "Образование"
  • организовано сопровождение проекта через региональные и муниципальные средства массовой информации
  • подписаны Соглашения между Федеральным агентством по образованию, Министерством образования и науки РФ и Правительством Республики Карелия
  • действует система постоянного мониторинга происходящих изменений
  • в образовании Карелии отработали эксперты федерального оператора Министерства образования и науки РФ, проведен мониторинг, оценка положительная
  • в республике создана качественно работающая проектная команда.

В связи с национальным проектом расширились инициативы Главы РК в области образования (их 11).

  • Государственная поддержка образовательных учреждений по определенным номинациям: Школа Здоровья, Школа физической культуры, Школа лучшей лыжной подготовки, Школа этнокультурного образования, Школа милосердия, Школа юных исследователей, Школа - музей, Школа творчества и т.д.
  • денежное поощрение учителей
  • установлено вознаграждение к заработной плате учителям физкультуры, тренерам-преподавателям, спортсменам- инструкторам, из республиканского бюджета выделено 12 млн. 600 тыс. рублей. Восьмой год устанавливается ежегодная республиканская стипендия для одаренных детей (30 премий по 15 тыс. рублей), 100 стипендий по 1000 рублей в месяц - лучшим студентам и аспирантам.
  • несколько лет осуществляется поддержка молодых специалистов села
  • на 2007 год планируется дополнительное ежемесячное вознаграждение мастерам производственного обучения учреждений начального профессионального образования.
  • очень важным было внедрение в республике нормативно подушевого финансирования (республиканский закон работает с 1999 года). Третий год на каждого ученика в общеобразовательных школах отпускается от 400 до 500 рублей на организацию безопасного учебного процесса. Так в 2005 году бюджет выделил на покупку современного оборудования 65 млн. рублей. Большинство школ оснастили оборудованием учебные кабинеты, производственные мастерские, спортивные залы, заменили мебель.

Каждый год в Карелии сдается одно новое образовательное учреждение. По решению Главы все сельские учителя получают 35 % надбавку к заработной плате, учителям сельских школ предоставляются льготы по оплате за жилье.

Уважаемые коллеги!

После недавних посещений муниципальных образовательных систем Пряжинского, Медвежьегорского, Суоярвского и Кондопожского районов могу заявить, что идея национального проекта укореняется не столько за счет вознаграждений, сколько за счет динамики и системных изменений. Образовательное сообщество явно или "скрыто" уже почувствовало свою значимость, устойчивую стабильность. Министерство через семинары, рабочие встречи, внешний аудит, фестивали классных руководителей, курсы по проблемам инновационной деятельности, делает все возможное, чтобы второй этап работы остро отражал проектный характер. Именно национальный проект ускорил идею новой модели управления. Кроме идеалогического и социального, овладеваем экономическим механизмом управления, прежде всего через нормативы и, если можно так сказать, через "содержание и наполнение субвенций". Думаем о внедрении конкурсного отбора на должности: старший учитель, учитель- методист, учитель - наставник, классный руководитель. Работаем над квалификационными характеристиками данных должностей, вносим изменения в процедуры аттестации, которая требует кардинальных изменений, убеждены, что она должна быть обязательной и очень внятной для учителя. Мы пониманием, что понятие инновация требует, скорее, не дополнительных финансовых и материальных ресурсов, а предполагает эффект за счет имеющихся. Нужен закон "Об инновациях в России" не только для экономического сектора, но в области образования, это обязательное условие для системных изменений в развитии человеческого капитала. В настоящее время наше министерство работает в логике выполнения поручений Президента РФ и готово принять участие в конкурсе на внедрение комплексных проектов модернизации российского образования. Требования второго национального проекта для нас приемлемо. Мы уже ни один год работаем по эффективному бюджетному финансированию, по специально разработанному докладу - бюджетирование на результат. Ряд учреждений готовы, правда после выхода закона "Об автономных организациях", принять активное участие в апробации данного закона.

Одно из требований комплексного проекта - создание региональных фондов развития образования. Такой фонд в Карелии работает более 6 лет, привлекает достаточно ощутимые инвестиции на проектную деятельность. В год внедряется более 20 инновационных проектов в области образования, защиты прав детей и молодежной политики. В настоящее время идут переговоры с финской стороной по теме проекта "Безопасная школа".

Поддержку талантливой молодежи осуществляет благотворительный фонд С.Л. Катанандова (Главы Республики Карелия) "Детям Карелии". За 7 лет Фонд поддержал более 500 талантливых детей на сумму около 7 млн. рублей. В Карелии складывается серьезная поддержка со стороны бизнеса. Особенно хотелось бы отметить вклад в образование заслуженного работника образования Карелии, генерального директора акционерного общества "Кондопога" Федермессера Виталия Александровичя и он не один. Бизнес проявляет практический интерес к начальному и среднему профессиональному образованию. В Сегеже создается Ресурсный центр подготовки кадров для Северных районов республики, в Петрозаводске 1 сентября открывается Технологический лицей.

По заданию Главы наше министерство разработало новую, экономически обоснованную и стимулирующую, систему оплаты труда работников образования. Надеюсь, нам удастся с 1 сентября внедрить разрабатываемую модель (в пилотных образовательных учреждениях, а с 1 января 2007 года по республике в целом).

- зарабатывать (а не получать) достойную заработную плату, независимо от количества урочных часов, но в прямой зависимости от качества и вида всей профессиональной деятельности педагога как воспитателя, социального педагога, практического психолога, методиста, организатора познавательной деятельности учащихся;

Базовая ставка, по предварительным расчетам, может составить: ведущий учитель - 8524 рубля, старший учитель - 13900 рублей и учитель-методист - 20 016 рублей. Внедрение данной модели позволит увеличить заработную плату педагогов более чем на 20 %, прежде всего, за счет экономического эффекта, также повысится бюджет каждого образовательного учреждения. Главный подход звучит уже "традиционно" - деньги за учеником и воспитанником", и главное, настало время поощрять просто учителя государственным признанием и через новую заработную плату.

Большим преимуществом для обслуживающего персонала является решение Главы Республики Карелия об увеличении заработной платы за счет установления доплат тем, у кого оплата производится с 1 по 6 разряд ЕТС.

Уважаемые коллеги!

Национальный проект уже показал растущий интерес общественности к образованию, в частности, к результатам конкурса инновационных школ. Более 10 лет Карелия работает над внедрением новой системы общественного участия в управлении образованием. Около 3-х лет на базе школ республики действуют российские проекты по апробации модели управляющих советов, оценке качества через открытые доклады. Опыт Карелии обобщен "Общественным институтом развития школы" под руководством академика Лебедева Олега Ермолаевича.

С января 2001 года в республике реализуется целевая программа по информатизации образования. Все городские и сельские школы, детские дома, школы-интернаты, профессиональные училища компьютезированы, оснащены комплектом рабочего места учителя, мультимедийными пакетами прикладных образовательных программ. Завершена поставка компьютерного оборудования и медиасистем для школьных библиотек".

Более половины школ имеют доступ в Интернет. В рамках национального проекта, вопрос будет решен окончательно. Действует "Федерация "Итернет-образования"", система информационно-аналитического обеспечения эффективного управления, Интернет-диагностика профессиональной компетентности учителя. Началась реализация одного из самых крупных федеральных проектов - "Информатизация системы образования". Первый этап - для нас оценен более 150 млн. рублей. Карелия в семерке пилотных регионов по результатам мониторинга НФПК признана лучшей. Создано 18 межшкольных методических центров, 8 апробационных площадок, и 5 учебных центров для профессионального развития педагога. В 1-ой школе Медвежьегорска на учительском столе я увидела стопку дисков, оказалось, что дети готовят зачетные рефераты по английскому языку уже в электронном виде.

В образовании Карелии неплохое настроение. Мы достойно оцениваем вклад России 73 млн. 409 тыс. рублей в образование Карелии в рамках национальных проектов. Ждем и готовы к софинансированию программ по школьным автобусам и школьным предметным кабинетам. Для Карелии это 11 автобусов (в прошлые годы приобрели 48) и 104 кабинета по физике, химии, биологии и географии.

Актуально, что настоящий национальный проект наполнит образование ресурсами. Надеюсь, что само образование за счет активного движения вокруг него власти и общественности становится большим национальным проектом

Что предстоит:

  • экономическое обоснование профильного и предпрофессионального обучения в старшей школе. При расчете штатного расписания по новому учебному плану предусматривается нормы финансирования только на базовый уровень. Введение профильного обучения потребует пересмотра подушевого нормативного финансирования.
  • Переход на новую систему оплаты труда, новые экономические отношения возможен только при расширении финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений и контроле за расходованием бюджетных средств со стороны общественности.
  • созданная система поощрения лучших и лидеров должна быть продолжена и касаться не только общеобразовательных учреждений, а всей системы, в том числе дошкольного, дополнительного и профессионального образования.
  • важно в рамках национального проекта укоренять грантовую систему для продвижения реформ (особенно среди директоров образовательных учреждений).
  • национальный проект должен выдвигать задачи, которые понимает не только власть, но и поддерживает учитель.

Спасибо за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 28 июня 2006. Отредактировано 28 июня 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.