Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Страницы истории народного образования Карелии. XVII- XXI вв.

XIX век

УСТАВ 1804 года. 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ А.Е.КРЫЛОВА. 
ПЕРВЫЕ СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ

Следующим важным моментом в развитии народного образования становится принятие "Устава учебных заведений, подведомым университетам" в 1804г.

Особенностью нового Устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием - Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы - дирекции народных училищ.

Устав 1804 года определил новую систему образования:

  1. училища приходские в городах и селах (1 год обучения);
  2. училища уездные (два года обучения);
  3. училища губернские или гимназии в губернских центрах (4 года обучения);
  4. университеты.

В соответствии с новым уставом главное народное училище в Петрозаводске было преобразовано в гимназию, однако произошло это позже, в 1808 году. Из двух старших классов училища была образована гимназия, а два младших составили уездное училище (по Уставу 1804г.).

Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование.

Уже по расписанию 1819г. гимназический курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий, латинский, немецкий и французский), чистая математика, начала механики, опытная физика, естественная история и рисование.

В августе 1804г. должность директора народных училищ Олонецкой губернии занял надворный советник Аврам Егорович Крылов (местный уроженец из духовного звания, выпускник Александро - Невской духовной академии). В том же году он объехал губернию и подготовил к открытию ряд сельских школ. В 1805-1806 гг. организовано было 20 школ в сельской местности.

Всего учащихся в главном народном училище, в трех малых и 18 сельских было в 1805г. 324 мальчика и 8 девочек. В 1806 г. количество учащихся несколько возросло - стало на две сельские школы больше - 420 мальчиков и 23 девочки.

К сожалению, в 1806г. А.Е.Крылов умер от чахотки и уже на следующий год три из открытых им сельских школ прекратили свое существование. Через семь лет осталось только 5 школ, а в 1823г. закрылись все школы, основанные А.Е.Крыловым в деревнях.

Количество образовательных учреждений в начале XIXв. в губернии росло медленно. По сведениям Н.К.Чукова в 1802г. открываются уездные и приходские училища при Каргопольском Спасском монастыре, при Александро-Свирском монастыре, в 1806г. в Петрозаводске и Вытегре. В 1808г. малые народные училища в Олонце, Вытегре и Каргополе преобразованы в уездные по Уставу 1804г.

В первой четверти XIX века практически не получает развития сельская школа и основная масса населения не имеет возможности получить даже элементарное образование.

УСТАВ 1828 ГОДА,
 ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР. 
ШКОЛА В 1830-1860 гг.

В 1828 году в царствование Николая I был принят новый "Устав гимназий и училищ". Положительными моментами в новом Уставе были: увеличение сроков обучения - курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до семи, увеличение окладов содержания и улучшение положения о пенсиях для учителей.

Намечаются и серьезные отступления от принципов, заложенных в 1786 и 1804гг. Известный деятель того времени адмирал А.С. Шишков указывает: "Приходские училища должны у нас существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низших классов. Уездные - для купечества, обер-офицерских детей и дворян, не лишая, впрочем, права учиться в них и людей низшего звания, особенно приготовляющихся в университеты или в ученое звание". Иными словами образование становится сословным.

В 1829 году в Петрозаводске открылась духовная семинария, роль которой в развитии образования в крае, в подготовке учителей исключительно велика.

В 1836 году Священный Синод издал специальный Указ, в котором духовенству разъяснялись правила "о первоначальном обучении поселянских детей". В 1838 году новому министерству государственных имуществ предписано организовывать приходские училища для мальчиков в "казенных" селениях и разрешено отдавать мальчиков на обучение священникам.

Царствование Николая I связано с усилением борьбы против церковного раскола, в связи с чем православная церковь усиленно заботилась об открытии училищ в целях борьбы с расколом.

В 1830-е - начале 40-х гг. происходит рост школ, который знаменует постепенный сдвиг в этом деле. В 1836 году открыты приходские училища в Пудоже и Повенце, а в 1837г. в Сумском Посаде (Кемский уезд Архангельской губернии).

Н.К. Чуков приводит следующую статистику на 1838г.: " … в Олонецкой губернии существовали: 1 гимназия, 1 семинария, 7 уездных и 12 приходских училищ, 18 сельских училищ ведомства государственных имуществ, 1 - удельного ведомства, 160 училищ епархиального ведомства, открытых для первоначального обучения грамоте детей в селениях при приходских церквах, кроме того, две частные школы".

В конце 1820-х гг. возникает новый тип учебных заведений - училища для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для государственных учреждений. Первое такое училище открыто в Петрозаводске в июле 1829г.

Необходимость подготовки грамотных мастеровых побудила начальство Александровского завода открыть училище для детей мастеровых в 1831г.

Одним из первых специальных учебных заведений, открытых на территории нынешней Карелии, стала шкиперская школа, открытая в Кеми в 1841г. и предназначенная для подготовки мореходов для плавания по Белому и другим северным морям. Однако Кемь в этот период входит в состав Архангельской губернии. По губернии Олонецкой к 1853г. мы имеем всего 1729 учащихся, из которых в губернской гимназии обучается 99, в уездных училищах 200, в приходских городских училищах 407, в частных школах 33 и в сельских приходских училищах 999 учащихся.

Соотношение учащихся к прочим жителям губернии: 1:156 (соответственно в Санкт-Петербургской губернии: 1:43, в Архангельской: 1:152).

Однако мы замечаем новые тенденции: и церковь, и правительство, и население осознает необходимость улучшения положения в народном образовании, во-вторых: растет, хотя и медленно, количество школ и учащихся; в третьих: появляются новые специальные учебные заведения.

РЕФОРМЫ 1860-1890-х гг.

1860-70-е гг. вошли в историю России как эпоха великих реформ. Манифест 19 февраля 1861г., покончивший с крепостным правом, реформа местного самоуправления, военная и судебная реформы не могли не вызвать потребности в новой школе. Этот период характеризуется множеством самых разнообразных проектов, связанных с именами выдающихся деятелей русской культуры и образования: К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, Н.А.Корфа, Н.А.Пирогова, И.Н.Ульянова, А.А.Мусина-Пушкина, С.А.Рачинского, А.С.Воронова и других.

Среди принятых в области образования документов следует отметить следующие, оказавшие значительное влияние на развитие школы:

  1. Устав общеобразовательных учебных заведений,1864г.
  2. Устав гимназий и прогимназий, 1871г.
  3. Устав реальных училищ, 1872г.
  4. Правила о церковно-приходских школах, 1884г.
  5. Правила о школах грамоты, 1891.

Первоначально в 1860-е гг. происходит быстрый рост церковно-приходских школ, которые дают элементарные знания письма и чтения, а также Священного писания. В это же время несколько возрастает количество уездных училищ.

Н.К.Чуков приводит следующую школьную статистику к началу 1868г.: " … в губернии находились: гимназия, перворазрядное и второразрядное женские училища, духовная семинария, три духовных училища, женское училище духовного ведомства, 3 уездных училища, детский приют и 223 народных училища с числом учащихся во всех этих учебных заведениях 5314 человек (4358 мальчиков и 956 девочек)".

В свою очередь 223 народных училища подразделялись на 9 городских, 176 церковно-приходских и 38 в ведении бывших мировых учреждений.

Аттестат Н.Г.Кучепатова.

Аттестат Н.Г.Кучепатова.

С введением в 1868 г. на территории Олонецкой губернии земства ситуация в значительной мере поменялась. С этого года возрастает количество земских школ, причем, часть этих школ преобразовывается из церковно-приходских.

С самого начала своей деятельности земство содействует появлению и нового типа школ - образцовых, содержащихся за счет казны с участием земства.

Новая земская школа имеет целый ряд особенностей. Н.В.Чехов пишет следующее о земской школе: "… трехлетний курс обучения, при очень кратком от 6 до 7 месяцев учебном годе, один учитель занимается с тремя отделениями, назначение учителя, обеспечение его содержания и обеспечение школы учебными пособиями от земства, участие местного крестьянского населения в содержании школьного помещения, отсутствие до 1891 года всяких твердо установленных программ, свобода учителя в выборе методов обучения, а часто даже и учебников".

Надзор и педагогическое руководство осуществлялось первоначально через членов земских училищных советов и избираемых земством попечителей. Министерство народного просвещения начало также осуществлять надзор за земскими школами через инспекторов народных училищ, а со второй половины 1880-х гг. к ним добавляются еще и епархиальные наблюдатели. Постоянно возникают трения и столкновения между земством, правительственными чиновниками и церковью.

После утверждения в 1884г. Священным Синодом "Правил о церковно-приходских школах" вновь возрастает количество образовательных учреждений этого типа.

С 1891г. в малолюдных деревнях открываются школы грамоты, которые передаются в управление церковному ведомству. Реформа церковно-приходской школы осуществлялась при деятельном участии К.П.Победоносцева и С.А.Рачинского. Церковно-приходская школа за период с 1884г. до начала XX века значительно изменилась и прогрессировала. Курс наук в ней доходил до 12 учебных предметов, а обучение продолжалось 4-5 лет.

В конце XIX - начале XX века открылся целый ряд специальных учебных заведений. В 1871г. были открыты шкиперские курсы в Сумском Посаде (Архангельская губ.). В 1881-1894 гг. работали мореходные курсы низшего разряда в селе Вознесенье, в 1875-1894 гг. - учительская семинария в Вытегре. В 1895 г. открыто ремесленное училище в Петрозаводске, 11 ноября 1899 г. губернским земством открыта фельдшерская школа в Петрозаводске, в 1903г. открыта мужская, а в 1915г. - женская учительские семинарии в Петрозаводске, в 1906 г. - ремесленная школа в с. Важины.

В 1895 г. впервые серьезно ставится вопрос о введении в Олонецкой губернии всеобщего начального образования.

Особенностью развития образования к началу XX века было и то, что ряд школ значительно выросли за счет притока учащихся. За пять-шесть лет в 1899-1905 гг. многие школы имели от 50 до 100 учащихся, соответственно увеличилось и количество учителей. В ряде мест по требованию населения открывались двухклассные училища, вместо одноклассных. Земство выделяло специальные средства на преподавание ремесел, на стипендии для крестьянских детей, обучающихся в ремесленном училище и в Олонецкой духовной семинарии. Выделялись средства на одежду для бедных детей, на помощь нуждающимся учителям.

Гимназистка

Гимназистка

Гимназистка

Гимназистка

На 1 января 1902г. в Олонецкой губернии насчитывалось 300 начальных народных училищ, подведомственных Министерству народного просвещения, в том числе 245 земских и 55 министерских образцовых. В 73 (24,3 % от общего числа) из 300 училищ преобладали дети карелы и вепсы. Кроме 300 начальных народных училищ в ведении министерских чиновников числились: Петрозаводское ремесленное училище, Важинская низшая ремесленная школа, педагогические постоянные курсы при Петрозаводском городском трехклассном училище, школа при приюте ведомства императрицы Марии, ремесленный приют в Повенце (мастерская с общеобразовательными предметами) и шестиклассное городское училище. По Положению от 31 мая 1872г. 283 церковно-приходские школы относились к ведению духовного ведомства.

В целом следует отметить, что с конца 1860-х гг. народное образование в крае делает значительный шаг вперед: совершенствуются школьные программы, расширятся круг преподаваемых предметов, происходит значительный рост числа образовательных учреждений и учащихся, шире становятся возможности для приобретения профессий в специальных образовательных учреждениях.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

Количество гимназий в целом по России было сравнительно невелико, поэтому с подготовкой преподавательских кадров для них дело обстояло благополучно. Старшими преподавателями гимназий назначались лучшие выпускники университетов, удостоенные звания кандидата. 1 марта 1846г. было утверждено "Положение о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения".

Вместе с тем уездные училища испытывали большие трудности с учительскими кадрами.

В параграфе 50 Устава 1828 года содержалось положение, согласно которому право преподавания в уездных училищах, кроме выпускников высших и средних учебных заведений, предоставлялось всем лицам свободного состояния, доказавшим на испытаниях в Педагогическом совете губернских гимназий, что они имеют нужные для преподавания сведения. Предложение Министерства народного просвещения от 16 ноября 1835 года содержало подробное правило для проведения таких испытаний. Кандидатам на учительское звание требовалось проявить большие знания, чем они обязаны были передать ученикам. С момента выхода Положения от 1 марта 1846г. экзамену подвергались и окончившие средние учебные заведения, а для тех, кто не окончил курс, требования ужесточались.

До выхода Положения 1846 г. не был строго определен порядок испытаний для учителей приходских училищ. Ими становились лица, окончившие курс уездных училищ и прошедшие в гимназиях испытания, состоявшие: из пробной лекции, экзамена по русскому языку и экзамена по арифметике.

Должности учителей сельских приходских училищ занимали местные священники или выпускники духовных семинарий.

Домашние учителя с 1834 года должны были сдавать экзамены в университетах и лицеях, а при отсутствии их, в губернских гимназиях.

Требования, предъявляемые к домашним учителям, были высоки: получение оценки ниже 4 баллов лишало права на обучение в частных домах.

Готовить учителей для приходских училищ в Олонецкой губернии начало Духовное училище, открытое в Петрозаводске 16 сентября 1809г.

Основанная в 1829г. Олонецкая духовная семинария также поставляла кадры для школ. За 89 лет существования семинария совершила 83 выпуска, выпустив в общей сложности свыше 2000 выпускников. С середины 1870-х гг. в семинарии начали преподавать педагогику, а в 1886г. открывается образцовая начальная школа, где студенты семинарии проходят педагогическую практику. Многие знаменитые педагоги (Елпидинские, Ржановские, Успенские, Логиневские и др.) были выпускниками семинарии разных лет.

Учительниц для сельских церковно-приходских школ готовило Епархиальное женское училище, основанное в Каргополе в 1858г. (в 1874г. переведено в Петрозаводск). Курс училища включал: чтение, чистописание, начатки христианского учения, изъяснение литургии и других церковных обрядов и молитв, церковное пение, географию и историю России и, в особенности, Олонецкого края, с историей местного раскола; начала арифметики и счисления на счетах; рукоделие и хозяйство.

Для начальных школ православных карел, проживающих в Великом княжестве Финляндском, должна была готовить кадры учительская семинария в Сердоболе (Сортавале), основанная в 1880г. Однако, с1890-х гг., а особенно с начала XX века, Сердобольская учительская семинария переходит к подготовке учителей только лютеранского вероисповедания.

Духовным ведомством в 1897 и 1898 гг. были открыты три второклассных приходских училища, специально в целях подготовки учителей для школ грамоты. К 1914 году таких училищ было 4. Курс обучения в них был шестилетним.

В 1875г. в Вытегре была открыта Министерством народного просвещения мужская учительская семинария, которая начала готовить учительские кадры для начальных школ губернии. В 1894г. дальнейшая деятельность семинарии была признана нецелесообразной и она была закрыта.

По мнению министерских чиновников с подготовкой учителей вполне могли справиться одногодичные курсы при петрозаводском городском училище, но за 6 лет своего существования (1897-1903) курсы выпустили всего несколько десятков учителей.

На 1 января 1902 года во всех начальных училищах Олонецкой губернии работал 651 преподаватель, из них: законоучителей-271, учителей-218, учительниц-162. Большинство законоучителей окончили духовную семинарию. Из 218 учителей 164 получили образование в учительских семинариях или на педагогических курсах, 18 - в духовных семинариях, 2 - не окончили курс, 33 - получили право преподавания по экзамену, 1 - не имел права на звание учителя. Из 162 учительниц 79 закончили курс гимназии, прогимназии или епархиального училища и 83 получили право на преподавание по экзамену.

В 1903г. в Петрозаводске была открыта мужская учительская семинария, в которую ежегодно принималось не более 25 человек. Учились в семинарии 18-20-летние юноши, большей частью дети крестьян, окончившие второклассные, двухклассные и городские училища.

Сильной стороной Петрозаводской семинарии была профессиональная подготовка. Учащиеся семинарии давали значительное количество "пробных" и "практических" уроков. В образцовой школе при семинарии будущие учителя ежедневно наблюдали уроки своих товарищей. Учащиеся старших курсов еженедельно на конференциях подвергали эти уроки разбору.

Подготовка учителей велась и на двухклассных педагогических курсах, открытых в 1905 году при Петрозаводском двухклассном женском училище. Ежегодные выпуски не превышали 20 человек. Будущие учительницы получали слабую общеобразовательную подготовку. Им сообщались краткие сведения о педагогике (главным образом, дидактике) методике обучения грамоте и арифметике. Все ученицы проводили пробные уроки в школе.

Свидетельство К. Михновой. Лицевая сторона

Свидетельство К. Михновой. Лицевая сторона

Свидетельство К. Михновой. Оборот

Свидетельство К. Михновой. Оборот

Женская учительская семинария в Петрозаводске была открыта в 1915 году и, по сути дела, переживала организационный период в преддверии Октябрьской революции.

В Мариинской женской гимназии был организован дополнительный 8-й педагогический класс, где гимназистки получали навыки по методике преподавания в начальной школе.

Лучшие учителя выпускались из учительской и духовной семинарий, а также из женской гимназии.

К началу XX века Петрозаводск становится главным центром по подготовке педагогических кадров для Олонецкой губернии.

Назад Далее

Техническая поддержка портала
Создано 23 сентября 2003. Отредактировано 23 сентября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.