Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Страницы истории народного образования Карелии. XVII- XXI вв.

XIX век

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ И ЕЕ ЦЕНТРА

ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Олонецкая губернская гимназия была образована в 1808 году. В гимназию было принято 18 учащихся: 11 - в первый класс и 7 - во второй. Торжественное открытие гимназии состоялось 15 октября 1811 года в присутствии представителя Санкт-Петербургского учебного округа профессора и члена Академии Наук П.Д.Лодия.

Здание гимназии было построено в 1792 году для Главного народного училища. В 1802 г. оно сильно пострадало от пожара и было перестроено, но неудачно. Тесны и неудобны были помещения для библиотеки, поэтому часть книг и учебного оборудования размещались в шкафах по классам.

Весь период своего существования гимназия была относительно малочисленна. Как отмечает К.Петров: "Число учащихся между 1808 и 1832 гг. колебалось между 13 и 38, среднее число поступавших в гимназию был 9 человек в год". С 1808 по 1832 год гимназию окончили всего 46 человек, т.е. менее двух в год. Первоначально была весьма слаба и учебная база гимназии, но, как справедливо отмечает тот же К. Петров: "…нельзя же было огромное пространство, занимаемое Олонецкой губернией, удаленное от всех губернских городов лишить заведения, где бы, по крайней мере, дети чиновников могли получить достаточное образование".

Постельс в 1863 г. приводит причины, по которым гимназия была малочисленна:

  1. малое население города;
  2. пренебрежение родителей образованием детей;
  3. чрезмерная дороговизна на житейские потребности;
  4. многие берут детей из гимназии до окончания курса.

По Уставу 1864 г. создавалось два типа гимназий: реальные и классические. Олонецкая губернская гимназия осталась классической, а только окончивший классическую гимназию мог поступить в университет, в то время как свидетельство об окончании реальной гимназии не давало прав для поступления в университеты, а при поступлении в другие высшие учебные заведения лишь "принималось в соображение".

В первые годы существования гимназии не лучшим образом обстояло дело с учебниками и учебными пособиями. Поправилось положение после того, как в период Отечественной войны 1812 г. в Петрозаводск был эвакуирован Петербургский педагогический институт, который после своего возвращения обратно в столицу оставил губернской гимназии ряд ценных физических приборов.

К 1 января 1829 г. Олонецкая гимназия имела: 488 названий книг (1269 томов), 807 предметов естественной истории, 23 пособия по физике, географии и рисованию, кроме того, коллекцию монет. К 1 января 1853 г. библиотека гимназии насчитывала 1331 названия книг (3569 томов), физических инструментов было 58, предметов естественной истории - 1093, географических карт и глобусов - 51, пособий для рисования и чистописания - 375. В 1900 г. библиотека гимназии насчитывала 7000 книг 3800 названий.

Преподаватели гимназии отличались высоким профессиональным уровнем, были авторами научных трудов и методических пособий, но велика была сменяемость педагогических кадров.

К концу XIX века средняя школа в России нуждалась в переменах. Классическая гимназия в силу перегруженности своей программы не вполне справлялась с задачей подготовки в высшие учебные заведения, большинство гимназистов не заканчивали курса гимназии. Так, из обучавшихся с 1808 по 1902 г. 9827 гимназистов окончили гимназию лишь 397 или 4%.

ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Аттестат А. Ганьева

Аттестат А. Ганьева

Аттестат А. Ганьева

Аттестат А. Ганьева

Петрозаводское ремесленное училище было открыто 20 августа 1895 г. в составе одного класса. Оно находилось в ведении директора народных училищ Олонецкой губернии, на должность инспектора училища был назначен инженер-технолог Михаил Ершов.

При своем основании училище имело один класс, а уже в 1896 г. состоит из трех классов и слесарного отделения. В год открытия в училище принято 15 человек, к 1896 г. в нем обучаются уже 39 учащихся.

В Петрозаводское ремесленное училище принимались все дети без различия сословий и вероисповедания, был открыт доступ детям крестьян. Для организации практических занятий училище имело: паровой котел на 12 сил, паровую машину 16 сил, 6 приводных станков, 10 токарных ножниц, 2 сверлильника, тиски и прочий инвентарь. Учащиеся получали трудовые навыки по столярному и токарному ремеслу. Практику проходили в стенах училища и в рабочих цехах Александровского завода. На всемирной выставке в Париже в 1900 г. Петрозаводскому ремесленному училищу, представившему слесарно-токарные работы и альбом по черчению, были вручены диплом и золотая медаль.

Письмо инспектора училища директору народных училищ Олонецкой губернии.

Письмо инспектора училища директору народных училищ Олонецкой губернии.

В 1909 г. петрозаводское ремесленное училище в связи с переходом к подготовке судовых машинистов было переименовано в низшее техническое училище, которое давало своим учащимся разносторонние теоретические знания и практические навыки в области судовой механики. Общеобразовательные предметы составляли в училище до 30% общего количества теоретических дисциплин. Уровень подготовки учащихся был достаточно высок. Вот перечень специальных предметов: электротехника, механика теоретическая, механика прикладная (устройство машин), счетоводство, технология дерева, технология металлов, строительное искусство, судостроение, рисование, черчение геометрическое, черчение техническое, столярное ремесло, слесарно-токарное ремесло.

Выпускники училища могли работать судомеханиками, слесарями, токарями, столярами, чертежниками.

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Платье форменное гимназическое. Реконструкция.

Платье форменное гимназическое. Реконструкция.

До 1844 г. в губернском центре не было ни одного учебного заведения, в котором могли бы учиться девочки.

В 1844 г. в Петрозаводске открылось женское приходское училище, в 1861 г. в губернском центре открыто женское трехклассное училище с шестилетним курсом обучения, в следующем году ему присвоено название "Мариинского". В училище принимались девочки не моложе 8 лет. Поступающие должны были уметь читать и писать и знать 4 правила арифметики. К обязательным предметам относились: закон Божий; русская грамматика и словесность; арифметика и понятие об измерениях (геометрия); география всеобщая и русская; история всеобщая и русская; начальные основания естественной истории и физики; чистописание, рукоделия. К необязательным предметам относились: немецкий и французский языки, рисование и музыка. За обучение обязательным предметам и рисованию была назначена ежегодная плата по 15 рублей серебром. За обучение языкам вносилась дополнительная плата по 10 рублей ежегодно. В 1870 г. училище преобразовано в Мариинскую женскую гимназию с семилетним курсом обучения.

Преподаватели и учащиеся Мариинской женской гимназии. 1908-1909 гг.

Преподаватели и учащиеся Мариинской женской гимназии. 1908-1909 гг.

В 1858 г. при Каргопольском женском монастыре открыто Каргопольское женское училище для детей духовенства, которое в 1874 г. было переведено в Петрозаводск с наименованием "епархиальное".

Учащиеся и преподаватели Петрозаводского двухклассного женского училища. Во втором ряду третья справа Н.М. Гостинчикова - директор училища.

Учащиеся и преподаватели Петрозаводского двухклассного женского училища. Во втором ряду третья справа Н.М. Гостинчикова - директор училища.

В 1873 г. в Вытегре была открыта женская гимназия. Имелась женская прогимназия в Каргополе (с четырехлетним курсом обучения). Ряд женских сельских училищ в 1850-1860-е гг. открываются при деятельном участии архиепископа Олонецкого Аркадия. В 1915г. была открыта в Петрозаводске женская учительская семинария. Однако учебных заведений для девочек было явно недостаточно, кроме того, девочки из крестьянских семей крайне редко оканчивали курс даже начальной школы.

К началу XX века по губернии 65%, а в Петрозаводске 57% девочек из числа детей школьного возраста оставались без обучения.

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Первым духовным учебным заведением в крае стала духовная семинария, открытая на базе начальной школы в Александро-Свирском монастыре в 1779 г. Семинария просуществовала недолго и в 1786 г. была переведена в Архангельск.

До начала XIX века Олонецкая губерния оставалась без специального учебного заведения для подготовки священнослужителей. С 1809 по 1829 гг. духовное образование было представлено духовным училищем в Петрозаводске (фактически существовало два духовных училища - приходское и уездное). Программа приходского училища, рассчитанная на 2 года, включала в себя: чтение и письмо; четыре правила арифметики; церковное пение по нотам; первые начала русской грамматики и сокращенный катехизис. Уездное училище, обучение в котором продолжалось 4 года, продолжало более углубленное изучение тех же предметов, а кроме них изучались греческий и латинский язык, история и география, пространный катехизис. После 1853 года приходское и уездное духовные училища были объединены под названием Петрозаводское уездное духовное училище, состоящее из трех отделений: низшего, среднего и высшего. Курс обучения составлял 6 лет. В 1872 году училище преобразовано по новому уставу (1867 года).

В 1829 г. в губернском центре открыта духовная семинария. За почти 90 лет существования семинария подготовила немало учителей, священников, видных государственных чиновников.

В конце 1994 г. в Петрозаводске состоялась представительная научно-практическая конференция, посвященная 165-летию Олонецкой духовной семинарии.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ К НАЧАЛУ XX ВЕКА

По подсчету краеведа Х.О.Инно в 1914 г. в губернии имелось 846 учебных заведений (средних, специальных, начальных, школ грамоты и воскресных школ), в которых обучалось 39472 учащихся, при населении губернии 447 701 человек. Количество учащихся на 100 человек составило 8,8%. Для сравнения: в среднем по России эта цифра составляла 3,85%, а по Финляндии 11,1%.

Семья Стратониковых

Семья Стратониковых

Аттестат гимназистки Ю.Стратониковой

Аттестат гимназистки Ю.Стратониковой

Существенным показателем уровня образованности является число грамотных новобранцев, зачисленных на военную службу. В 1896 г. 21% новобранцев из Олонецкой губернии имели право на сокращение срока службы. Такое право по закону имели лица, получившие высшее, среднее специальное или законченное начальное образование. Более высокий показатель по России имели лишь Московская (21,7%) и Ярославская (21,3%) губернии. В 1899 г. среди призывников Олонецкой губернии количество грамотных составило 49%, а в 1904 г. - 67%.

В ХХ век губерния вступила, не решив главного вопроса о всеобщем начальном обучении. Начальная школа, которая в России составляла абсолютное большинство среди типов учебных заведений, могла гордиться многими прекрасными учителями, ищущими новые пути к просвещению народа, но многим детям школа была недоступна.

Автор статьи в "Олонецких губернских ведомостях" в сентябре 1914 года писал: "Причин, благодаря которым дети остаются безграмотными несколько. Не ходят они в школу по бедности родителей, которые не могут приобрести для них одежды и обуви и заставляют нянчиться с детьми, или - потому, что расстояние до школы значительно, или, наконец, потому, что родители не нашли это нужным. "Мы неученые были, да зато же прожили", - говорят обыкновенно они".

По данным школьной переписи, проведенной Министерством народного просвещения в 1911 г., в сельских начальных школах обучалось в это время всего лишь 23,8% детей школьного возраста, при этом только 12% мальчиков и 8% девочек учились в школе более трех лет.

Любопытный подсчет грамотности мужского населения по возрастам провел Н.К.Чуков. Итак, грамотных мужчин в возрасте:

  • от 10 до 19 лет было 61,2%,
  • от 20 до 29 лет - 50,4%,
  • от 30 до 39 лет - 42,2% ,
  • от 40 до 49 лет - 33,6%,
  • от 50 и старше - 22,6 5.

Н.К. Чуков пишет о перспективах образования в крае: "И хотя в наступившее ХХ столетие… все-таки перешло 23% мальчиков и 65% девочек, оставшихся без обучения, но быстрые шаги, какими пошло образование в губернии в последние годы, дают полное основание надеяться, что всеобщее обучение в ней - дело не особенно далекого будущего".

К началу ХХ губерния достигла достаточно высокого (по российским меркам) уровня развития образования, но образование оставалось недоступным для значительной части ее населения и реформы, начатые в 1860-1890-е гг. и продолженные в начале ХХ века не были завершены и не дали того эффекта, на достижение которого были рассчитаны. Развитие школьной сети отчасти сдерживалось недостатком подготовленных учителей.

Назад Далее

Техническая поддержка портала
Создано 23 сентября 2003. Отредактировано 23 сентября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.