Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Петрозаводск учительский

Предыстория

Петрозаводск сыграл важную роль в истории народного образования Карелии как центр подготовки учителей, именно здесь сложилась система образовательных учреждений этого профиля.

Петрозаводск, едва ли не со своего основания становится важным образовательным центром на Северо-Западе России. Уже в 1716г. по указу Петра I открывается горнозаводская школа при Олонецких заводах. Небольшое по количеству учащихся учебное заведение, возглавляемое директором заводов В.И.Геннином, становится в современной терминологии, своеобразной опытной площадкой по подготовке специалистов среднего звена для заводов России. Для нас представляется важным, что именно опыт этой школы был в дальнейшем использован Геннином при организации горнозаводских школ на Урале. В.И.Геннин вошел в историю, в том числе и как педагог профессиональной школы, основы которой были заложены в Петровское время В.Н.Татищевым и самим В.И.Геннином.

Вопрос же об открытии общеобразовательных школ и о подготовке для них преподавательского состава оставался открытым.

Екатерина II (1762-1796)

Екатерина II  (1762-1796)

Только в царствование Екатерины II осуществляется школьная реформа в масштабах всей России. Первыми учебными заведениями, готовившими учителей для общеобразовательных школ, стали Учительская семинария при Московском университете (1779) и Главное народное училище в Санкт-Петербурге(1782). По мнению правительства, этих двух учебных заведений было вполне достаточно. Так оно и было, ведь в соответствии с Уставом народных училищ Российской империи (1786) средние общеобразовательные школы (Главные народные училища) создавались только в 25 губернских городах, а начальные школы (малые народные училища) далеко не в каждом уездном центре.

С преобразованием главных народных училищ в гимназии на последние была возложена и задача подготовки учителей. В Петрозаводске гимназия по Уставу 1804г. была открыта в 1808г. Годом позже (1809) в городе было открыто Духовное училище, которое начинает готовить учителей для начальных школ духовного ведомства. Школ до 1830-х гг., особенно в сельской местности, было сравнительно немного и кадровый вопрос в них пока остро не стоял.

Петрозаводск становится важным образовательным центром

Одним из важнейших моментов в истории образования в нашем городе становится открытие в 1829г. Олонецкой духовной семинарии. За почти 80 лет своего существования из семинарии вышло около 2000 выпускников, многие из которых впоследствии стали учителями. Таким образом, к началу 1830-х гг. в Петрозаводске имелось уже три учебных заведения, готовивших учителей.

Реформы 1860-х гг. не могли обойти стороной и российскую школу. К этому времени относится возникновение земской школы, растет количество школ церковно-приходских, возрастает и потребность в педагогических кадрах.

В 1858г. в Каргополе открывается Епархиальное женское училище, которое должно было готовить учителей для церковно-приходских школ. Спустя 16 лет (1874) училище переводится в губернский город.

С 1879г. по 1894г. в Вытегре работает министерская учительская семинария. После ее закрытия были организованы одногодичные курсы учителей при Петрозаводском городском училище, но они оказались не лучшим способом решения вопроса о подготовке учителей. За шесть лет существования курсов (1897-1903) было выпущено лишь несколько десятков учителей.

С середины 1870-х гг. на новый уровень выходит подготовка учителей в Олонецкой духовной семинарии: здесь вводится преподавание педагогики, а в 1886г. открывается образцовое начальное училище при семинарии, где студенты проходят педагогическую практику.

Н.Г.Кучепатов - выпускник учительской семинарии, учитель Спасогубского сельского училища. 1913 г.

Н.Г.Кучепатов - выпускник учительской семинарии, учитель Спасогубского сельского училища. 1913 г.

25 января 1903г был подписан Указ Российской империи об учреждении с 1 июля того же года Петрозаводской мужской учительской семинарии. Торжественное открытие семинарии состоялось 21 сентября 1903г.

В семинарию ежегодно принималось не более 25 человек. Учились в семинарии 18-20-летние юноши, большей частью дети крестьян, окончившие второклассные, двухклассные и городские училища. С самого начала своего существования семинария становится одним из лучших образовательных учреждений, готовивших учителей. Сильной стороной семинарии была профессиональная подготовка. Ученики семинарии давали значительное количество "пробных" и "практических" уроков в образцовой школе при семинарии, ежедневно наблюдали уроки своих товарищей на старших курсах, еженедельно на конференциях подвергали их разбору.

Подготовка учителей была возможна также на двухклассных педагогических курсах, открытых в 1905г. при Петрозаводском двухклассном женском училище. Ежегодные выпуски курсов не превышали 20 человек. Будущие учительницы получали довольно слабую общеобразовательную подготовку. Им сообщались краткие сведения о педагогике (главным образом, дидактике), методике обучения грамоте и арифметике. Все ученицы курсов давали пробные уроки в школе.

Похвальный лист гимназистки Клавдии Михновой. 1914 г.

Похвальный лист гимназистки Клавдии Михновой. 1914 г.

Женское педагогическое образование в России развивалось значительно менее быстрыми темпами, чем мужское, так, например, первый женский учительский институт был открыт только в 1905г. (мужских учительских институтов к этому времени было около 50). Женская учительская семинария была открыта в Петрозаводске только в 1915г.

Учащиеся 8-го дополнительного класса Мариинской женской гимназии получали навыки по методике преподавания в начальных классах. Гимназистки, учившиеся на казенный счет, должны были шесть лет по окончании гимназии отработать в школе.

Таким образом, все основные учебные заведения, готовившие учителей для Олонецкой губернии, к началу XX в. были сосредоточены в губернском центре. Уровень подготовки в них был разным. Более качественными знаниями отличались выпускники духовной и мужской учительской семинарий, а также гимназии. Многие учителя, преподававшие в сельских школах, вообще не имели специальной подготовки. К началу двадцатого века несколько снизился уровень подготовленности сельских учителей. Объяснялось такое положение достаточно просто: количество школ росло довольно быстро, по сравнению с предыдущим периодом, а имевшиеся учебные заведения не поспевали удовлетворить растущие потребности в учительских кадрах.

После революции

Студенты и преподаватели Карело-финского педагогического техникума им. Э.А.Гюллинга. 1933 г.

Студенты и преподаватели Карело-финского педагогического техникума им. Э.А.Гюллинга. 1933 г.

В первые послереволюционные годы в развитии школы произошли значительные изменения. В 1918г. ликвидируются сословные учебные заведения (в Петрозаводске, соответственно: духовная семинария и духовное училище, епархиальное училище), Учительская семинария преобразуется в курсы "Красный учитель" (действовали с 1917 по 1920гг.) Однако, вскоре пришлось серьезно задуматься о качестве подготовки учителей. Учителей нужно было готовить на постоянной основе.

Особенно острым становится вопрос о подготовке учителей с образованием Карельской трудовой коммуны. В КТК государственными языками были русский и финский. В районах коммуны с преимущественно карельским населением по решению руководства должны были образованы школы с преподаванием на финском языке, а учителей для таких школ никто не готовил. В связи с этим вместо курсов "Красный учитель" были созданы сразу два учебных заведения: Русский и Финский педагогические техникумы, которые параллельно готовили специалистов для школ Карелии до 1936г. В 1936 году оба учебных заведения вновь сливаются в одно - Школьное педагогическое училище, в котором имелись группы карельского и вепсского языка. В том же 1936 г. образован Карельский дошкольный педагогический техникум, который первоначально готовил специалистов со средним профессиональным образованием по одной специальности - "дошкольное воспитание".

До начала тридцатых годов в Петрозаводске, как и в дореволюционные годы, не было ни одного высшего учебного заведения, а между тем заметный рост числа школ и средних профессиональных учебных заведений требовал наладить выпуск учителей более высокой квалификации.

В феврале 1931г. IX-й Всекарельский съезд Советов поручил правительству форсировать подготовку открытия педагогического института.

Первый выпуск студентов Карельского государственного педагогического института. 1935 г.

Первый выпуск студентов Карельского государственного педагогического института. 1935 г.

24 августа Совет народных Комиссаров КАССР принял постановление об организации Карельского государственного педагогического института. Первого ноября того же года начались занятия на физико-техническом отделении, а 8 ноября состоялось торжественное открытие института. С образованием института был сделан очень важный шаг в развитии образования - теперь специалистов высшей квалификации, впервые за всю историю Карелии, начинают готовить на ее территории. Отметим лишь некоторые важные вехи его становления и развития института. Нельзя, например, обойти такой важный момент в истории педагогического института, как открытие в 1934 г. Учительского института, главной задачей которого была скорейшая подготовка преподавательских кадров для школ-семилеток. Нельзя не обратить внимание на то, что на базе педагогического института в 1940г. открывается Карело-финский государственный университет, сам же институт на целых двенадцать лет теряет свой статус и превращается в Учительский институт.

Выпускники и преподаватели Школьного педучилища. 1939 г. Во вторм ряду в центре - директор училища И.И.Пятунин. Слева от него И.С.Беляев

Выпускники и преподаватели Школьного педучилища. 1939 г. Во вторм ряду в центре - директор училища И.И.Пятунин. Слева от него И.С.Беляев

Таким образом, к 1940г. мы имеем в городе Петрозаводске сформировавшуюся систему подготовки педагогических кадров, как высшей, так и средней квалификации. К сожалению, начавшаяся Великая Отечественная война не позволила воплотить в жизнь многие планы. Учебные заведения были эвакуированы. Педагогическое училище продолжило свою работу в Пудоже. Решение о возобновлении деятельности Учительского института было принято в 1943г., студенты приступили к занятиям лишь в 1944г. в г.Кемь. Государственный университет находился в эвакуации в Сыктывкаре, и в годы войны продолжал работу по подготовке специалистов высшей квалификации. Уже в 1944-45гг., после возвращения педагогов и студентов из эвакуации возобновились занятия в университете.

Педагогический институт и в период своей деятельности в качестве учительского института продолжал линию на хорошую подготовку учителей, уделяя самое серьезное внимание уровню их профессионализма. Сильной стороной учительского института была связь со школой, что отражалось и в организации педагогической практики студентов, и в методической работе, которую вели с учителями преподаватели. Педагогическая практика здесь рассматривалась как важнейшая составная деталь подготовки, и к проведению ее привлекались не только методисты, но и все преподаватели тех предметов, по которым проводилась практика.

24 ноября 1951г. Приказом Министерства высшего образования СССР на базе Учительского института организован Карельский государственный педагогический институт, в 1952г. открыт прием в институт. Таким образом, в 1952г. была восстановлена система высшего педагогического образования, представляемая с этого года двумя учебными заведениями.

Значительные изменения происходили и в системе подготовки учителей со средним специальным образованием. В 1955г. было закрыто финское отделение педагогического училища №1. В 1948г. в этом училище открыто отделение физического воспитания, а в 1958г. - отделение музыкального воспитания. С 1 сентября 1998г. училище получило новый статус и стало именоваться Педагогическим колледжем №1.

Карельский дошкольный педагогический техникум в 1968г. был переименован в Петрозаводское педагогическое училище №2, а в 1999-м по итогам аттестации и аккредитации - в Петрозаводский социально-педагогический колледж. Здесь в последние годы расширен круг специальностей - в 1968г. начата подготовка по специальности "Преподавание изобразительного искусства и черчения", в 1993 - по специальности "Социальная работа", в 1995 - по специальности "Социальная педагогика", а с 2000г. по специальности "Иностранные языки".

Сегодняшняя картина подготовки учителей выглядит следующим образом: крупнейшим образовательным учреждением, ориентированным, прежде всего на подготовку педагогов, остается Карельский государственный педагогический университет, в котором обучаются около 9000 студентов и работают около 350 квалифицированных преподавателей.

Ряд факультетов Петрозаводского государственного университета также дают студентам педагогические знания и навыки.

Вот уже почти 100 лет готовит учителей Педагогический колледж №1, возникший как мужская учительская семинария еще в 1903г. С 1936г. большой путь пройден и Социально-педагогическим колледжем №2.

Постоянную, целенаправленную работу по повышению квалификации учителей республики ведет Карельский республиканский институт повышения квалификации работников образования. За 65 лет существования института тысячи работников образования прошли в нем профессиональную переподготовку.

Человеческий фактор

Конечно же, нельзя даже в самых общих чертах, коснувшись темы о подготовке учителей, не рассказать о некоторых педагогах, учивших и учившихся в Петрозаводске. С духовной семинарией связаны имена таких замечательных деятелей церкви и образования как, например, Н.К. Чуков или митрополит Вениамин (Казанский). В Олонецкой духовной семинарии обучались многие представители старейших учительских династий Карелии таких как Елпидинские, Ржановские, Логиневские, Георгиевские. Немало замечательных выпускников дало Олонецкое женское епархиальное училище, Мариинская женская гимназия. Еще в дореволюционные годы Олонецкая губернская гимназия (мужская) могла гордиться своими преподавателями и выпускниками. Особо хотелось бы отметить одного из выпускников гимназии Андрея Степановича Воронова, крупнейшего деятеля образования в России в 1850-70 гг.

И.С.Беляев. 1960-е гг.

И.С.Беляев. 1960-е гг.

Первым директором мужской учительской семинарии был Михаил Николаевич Правдин, выпускник Санкт-Петербургской учительской семинарии. Все первые преподаватели семинарии приехали на работу в Петрозаводск после окончания Санкт-Петербургского учительского института. Среди преподавателей семинарии, а затем педагогического училища можно назвать таких известных педагогов как Т.В и П.В.Леонтьевы, А.Г.Бонч-Осмоловская, И.С.Беляев (впоследствии глава правительства Карелии) и многих других. Среди выпускников разных лет нельзя не упомянуть Н.Г.Кучепатова, замечательного педагога и историка образования, педагога, Героя Социалистического Труда И.П.Кузьмина, писателя Антти Тимонена и многих других. Добрых слов заслуживают преподаватели дошкольного педагогического училища, трудившихся в этом учебном заведении в разные годы: М.Г.Тяхти, А.А.Филимонова, А.М.Тийснека, Н.Н.Зотикова, А.Ф.Черняков и многих других, и замечательные выпускники: художники А.Морозов, В.Веселов, Б.Кукшиев, деятели культуры Карелии Н.В.Вавилова и Л.В.Шилова и другие. Тысячи прекрасных специалистов подготовлены за долгие годы в стенах двух петрозаводских университетов.

Если просто перечислять имена тех, кто в разные годы получил в Петрозаводске профессию учителя и стал одним из лучших в своем деле, для этого потребовалось бы издать солидный многотомный труд. Петрозаводск вот уже многие годы - центр подготовки учителей для города, республики и страны. Замечательно, что в наших образовательных учреждениях не забывают свою историю, хранят память о прошлом. Когда-то, согласно легенде, А.В.Суворов написал в своем рапорте: "Петрозаводск знаменит!". Сказано это было о пушках нашего завода. Но город наш знаменит теперь не только своей продукцией, но и теми славными традициями в обучении и образовании, которые сложились за три века его истории.

Техническая поддержка портала
Создано 24 сентября 2003. Отредактировано 24 сентября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.