Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Заместителя Премьер-министра Правительства РК Шурупова И.М.
на выездном заседании Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности СФ ФС РФ
"Повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса РФ
и проблемы привлечения инвестиций для его развития"

г.Петрозаводск, 19 декабря 2002

Уважаемые Сенаторы Федерального Собрания!
Господа Депутаты!
Представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации!
Руководители предприятий лесного комплекса!
Приглашенные и гости!
Коллеги!

I. Приветствие

От имени Правительства Республики Карелия приветствую участников, гостей и организаторов заседания.

Впервые мероприятие такого уровня проводится в столице Карелии, основу экономики которой составляет лесопромышленный комплекс.

Сразу хочу отметить, что и повестка дня сегодняшнего заседания, и вопросы, предлагаемые к обсуждению определены непростой ситуацией в лесопромышленном комплексе Российской Федерации в целом и в Карелии, в частности. Динамика и перспективы мирового рынка лесной продукции, неудовлетворительное, чтобы не сказать хуже, положение России на этом рынке требуют рассмотрения и принятия решений на самом высоком уровне. Именно поэтому неслучаен выбор места проведения и повестки дня заседания Комитета СФ ФС РФ.

Сегодня ситуация в лесопромышленном комплексе России явно ненормальная. С одной стороны - огромные, самые большие в мире объемы возобновляемого ресурса, все более и более пользующегося спросом на мировом, динамично развивающемся рынке лесопродукции, а с другой - чрезвычайно низкая эффективность его использования, технологическая отсталость, выполнение функций сырьевого придатка государств с несравненно более низким ресурсным потенциалом.

Я очень признателен представителям Федерального Собрания Российской Федерации за готовность конкретно решать накопившиеся проблемы в лесной отрасли и хочу надеяться, что решения нынешнего заседания найдут свое продолжение, преобразуются в конкретные законодательные и другие акты, которые простимулируют развитие лесных отраслей в России.

II. ЛПК России (общая характеристика)

(Диаграмма "Наличие запасов леса по континентам")

К началу XXI века общий запас леса в мире составил около 390 млрд.кбм. Имея почти четвертую часть мировых запасов леса и 50% мировых запасов древесины умеренных широт, Россия является крупнейшей лесной державой в мире. Отсюда и огромный потенциал лесного комплекса. По расчетам экспертов, он оценивается в объеме более, чем 100 млрд. долларов США, что составляет 30% валового внутреннего продукта страны.

(Диаграмма "Запас леса и доля ежегодной заготовки древесины по странам мира")

Общий запас древесины основных лесообразующих пород в России составляет более 82 млрд. куб. м, ежегодный прирост древесины более 870 млн. куб. м или 1,34 куб. м на 1 га. В тоже время использование лесных ресурсов в России не эффективно, освоение расчетной лесосеки в России составляет 28% или всего 18,4% от среднего ежегодного прироста.

При наличии самых богатых запасов леса доля России в мировом лесном секторе непростительно мала. Цифры наглядно свидетельствуют об этом. На экране вы можете увидеть сравнение России с другими странами мира. Данные приводятся по материалам ФАО (Европейская экономическая комиссия при ООН).

(Таблица общих объемов производства основных видов лесоматериалов)

Если проанализировать показатели России в общих объемах производства основных видов лесоматериалов (они на экране), то и здесь наше положение оставляет желать лучшего и совершенно не может нас удовлетворять. (Коротко прокомментировать график с упором на наше отставание.)

Основной проблемой российского лесопромышленного комплекса является низкий уровень переработки древесины.

(Таблица "Доля ведущих стран в мировом экспорте лесоматериалов в процентном соотношении по итогам 2000 года")

В этом плане особенно показательны данные по экспорту лесоматериалов в 2000 году. Они на экране. Эта таблица практически не требует комментариев. Единственное на что хочется обратить ваше внимание - это показатели стоимости, а именно - соотношение доли России и других стран по объему и стоимости по видам лесоматериалов. Вывод: мы не только не эффективно используем огромные ресурсы, но так же не эффективно торгуем производимой нами лесной продукцией.

Кстати о ценах. Основной поток круглого леса из Карелии идет в Финляндию. Туда же экспортируют лес и наши соседи. Мы считаем, что по крайней мере на Северо-Западе России, лесопромышленникам пора бы уже встретиться и поговорить о ценовой политике, о собственной корпоративной ценовой стратегии. Но эта тема требует отдельного разговора.

(Диаграмма "Экспортная выручка и объемы заготовок древесины по странам мира")

На экране вы видите весьма показательный график соотношения экспортной выручки и объемов заготовок древесины по странам мира. К сожалению, это соотношение далеко не в пользу России и говорит о низкоэффективной эксплуатации нашего ресурса, подтверждая нашу позицию о сырьевом придатке, да еще и с использованием демпинговых цен на наше сырье.

Анализ ситуации по экспорту показывает, что развитые лесопромышленные страны ориентируются на экспорт лесных товаров глубокой переработки на базе высокотехнологичных производств, т.е. бумаги и картона. США, Канада, Швеция, Финляндия, Германия по этой причине имеют и самую высокую валютную выручку в целом и в расчете на 1 кбм заготовленной древесины. Необходимо отметить, что Россия имеет объемы заготовки древесины в 2 раза больше, чем Финляндия, однако в Финляндии за счет эффективной структуры лесопромышленного производства экспортная выручка почти в 3 раза выше.

(Таблица по экспорту лесных товаров по странам мира в 2000 году)

Из 1 куб. м заготовленной древесины в России производится в 3-4 раза меньше продукции глубокой переработки, чем в развитых странах. Так в 2000 году в Финляндии при вывозке древесины, равной 53,9 млн. куб. м было произведено 12,0 млн. тонн бумаги и картона, а в Российской Федерации 5,3 млн. тонн, в то время как объем вывозки составил 94,0 млн. куб. м.

(Таблица по доле РФ в мировом лесном секторе)

Вместе с тем, спрос на лесобумажную продукцию на мировых рынках увеличивается. По прогнозным исследованиям ФАО к 2015 году потребление основных видов лесобумажной продукции на внешнем рынке увеличится:

  • по деловой древесине на 12%
  • по пиломатериалам на 10%
  • по фанере и плитной продукции в 2,1 раза
  • по бумаге и картону в 1,6 раза

(Таблица характеристики лесных ресурсов РФ)

Таким образом, вывод однозначен - лесопромышленный комплекс России с одной стороны обладает достаточным сырьевым потенциалом для организации и развития эффективного, прибыльного бизнеса на фоне увеличивающихся потребностей рынка, имеет огромное преимущество перед другими секторами экономики, в виде возобновляемой сырьевой базы, а с другой - нуждается в кардинальных структурных и технологических изменениях и серьезных вложениях инвестиций. Положение в лесопромышленном комплексе России, на наш взгляд, сегодня просто нетерпимо, завтра же может стать просто катастрофичным. В этих условиях мы просто не имеем права не использовать наши преимущества и должны занять достойное место в этой отрасли мировой экономики.

Для выполнения поставленной задачи необходимо осуществить модернизацию и техническое перевооружение лесопромышленного комплекса, повысить удельный вес подотраслей с высокой степенью обработки древесины, развить инфраструктуру до уровня, отвечающего современным техническим и технологическим требованиям.

Сегодня же в лесопромышленном комплексе состояние основных производственных фондов критическое. Средний возраст машин и оборудования достигает 25 лет. Износ составляет 65%.

(Диаграмма "Динамика инвестиции в ЛПК РФ 1995-2001 г.")

Чтобы качественно переломить ситуацию и обеспечить условия для долгосрочного, стабильного развития лесного сектора экономики России по оценкам экспертов на Международном лесном форуме "Лес и человек" потребуются инвестиции в размере 20-25 млрд. долларов США. Динамика инвестиций в лесной сектор экономики России в течение 1995-2001 годов носила неустойчивый характер. Это вы можете увидеть на экране. Спад инвестиций в 1996-1998 годах связан с ухудшением финансово-экономического состояния предприятий, недостатком средств на проведение реконструкции и технического перевооружения действующих производств.

Оживление производства и улучшение финансового положения лесопромышленных предприятий в 1999-2000 годах активизировало инвестиционную деятельность.

Основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность в последние годы, явились: ухудшение по сравнению с предыдущим годом мировой внешнеэкономической конъюнктуры лесобумажной продукции, и как следствие, уменьшение инвестиционных возможностей экспортно-ориентированных подотраслей ЛПК, высокая цена коммерческих кредитов и высокие инвестиционные риски, снижение рентабельности и, как следствие, снижение объема собственных средств.

Для справки:
На лесопромышленных предприятиях эксплуатируется около 30% полностью самортизированных машин и оборудования. При этом в лесозаготовительной промышленности этот показатель составляет 65%. Более 50% лесосечных машин и нижнескладского оборудования подлежит списанию. В целлюлозно-бумажной промышленности только 5% основного технологического оборудования соответствует мировому уровню, более 50% требует модернизации, 45% полной замены. Фактические сроки эксплуатации основного технологического оборудования превышают нормативные в среднем на 80%.
В 2001 году в связи с замедлением темпов роста производства и ухудшением финансового состояния предприятий объем инвестиций снизился на 16,7% в сопоставимых ценах (хотя в абсолютном выражении имеется рост, но с замедлением темпов - видно по графику) по сравнению с предыдущим годом и составил 17,3 млрд. рублей. Это всего чуть более 1,25% от общего объема инвестиций в России.
Анализ источников инвестиций показывает, что по-прежнему основными являются собственные средства предприятий - прибыль и амортизация, удельный вес которых в общем объеме инвестиций составил свыше 75%. При этом в объеме инвестиций в основной капитал преобладают инвестиции в приобретение машин и оборудования (78,6%).
Анализируя отраслевую структуру инвестиций в ЛПК России можно сделать вывод, что доля инвестиций в лесозаготовки составляет 12,1%, деревообработку - 19,9%, целлюлозно-бумажную промышленность - 67,7%, лесохимию - 0,3%.
Совершенно недостаточно, на мой взгляд, мы используем потенциал иностранных инвесторов, особенно, так называемые, "технологические" инвестиции. Крупнейшими иностранными инвесторами России являются: Германия (7,2 млрд. долл.), США (5,4 млрд. долл.) и Кипр (4,8 млрд. долл.).
Хочу особенно подчеркнуть, что проблема иностранных инвестиций (на фоне не сравнимой с Россией высокотехнологичностью ЛПК ведущих развитых государств) заключается именно в привлечении технологий. Как говорится зачем изобретать колесо, если оно уже изобретено. Для этого у нас в России просто нет времени, да и средств. Технологии уже разработаны, просто нужно создать условия для их внедрения у нас.
К сожалению, предприятия ЛПК практически не используют инвестиционные механизмы фондового рынка - эмиссию ценных бумаг. В общем объеме инвестиций в ЛПК их доля составляет 0,02%. Причина в том же - отсталые неконкурентоспособные технологии, а отсюда невысокая рыночная стоимость лесопромышленного бизнеса. Таким образом, корпоративные ценные бумаги, если бы они и появились на фондовом рынке, пользовались бы осторожным внимание инвесторов.

III Положение и проблемы в ЛПК Карелии

(Таблица положения в ЛПК РК по сравнению с РФ)

Лесной комплекс Республики Карелия, как субъекта РФ, находится в таком же положении и имеет такие же тенденции, как и в России в целом. Это в некотором смысле зеркало лесной отрасли России.

Причем для Карелии он чрезвычайно важен потому, что составляет сегодня около половины экономического потенциала и занятых в промышленности республики, четверть налоговых поступлений республиканского бюджета и более 15% консолидированного бюджета.

Для справки
По данным Госкомстата РК на 01 июля текущего года в промышленности Республики Карелия занято 75 тыс. чел., в том числе в лесопромышленном комплексе 41 тыс. чел., что составляет 54%.

На экране вы можете увидеть общую картину по нашей республике на фоне РФ.

В Карелии сосредоточено 910 млн.куб.м общего запаса древесины

Для справки:
На долю спелых и перестойных насаждений приходится 47% от общего запаса. В составе насаждений преобладают наиболее ценные в качественном отношении хвойные породы - 89,2%.

Благодаря усилиям трудовых коллективов предприятий ЛПК и Правительства республика занимает одно из первых мест в России по освоению расчетной лесосеки (многие регионы обладают гораздо большим лесосечным фондом, но осваивают его значительно хуже, в том числе в Республике Коми используется 20% лесосеки, в Архангельской области 55%, в Вологодской области 37%, в Ленинградской области 55%, у нас же в 2001г. освоено 75% расчетной лесосеки).

(Таблица динамики ЛПК РК (1998 - 2002 годы))

В настоящее время в республике ежегодно заготавливается около 7 млн.куб.м древесины, производится около 800 тыс.куб.м пиломатериалов, 770 тыс.тонн бумаги, в том числе газетной 540 тыс.тонн, мешочной бумаги включая крафтлайнер 230,0 тыс. тонн, бумажных мешков 195 млн.штук, целлюлозы товарной 73 тыс.т., а так же фанеры более 20 тыс.куб.м. Более 70% производимой продукции, поставляется на экспорт.

Для справки:
Продукция ЛПК республики занимает значительное место и на российском рынке. Как показали итоги 2001 года на долю Карелии (1,1% от общего запаса древесины Российской Федерации) приходится 22,4% производства бумаги, в том числе более трети газетной бумаги и бумаги массой 45 г/кв. м. Доля производства других видов продукции в общем объеме производства РФ составляет: вывозка древесины - 7%; пиломатериалы - 4%; фанера - 0,9%; целлюлоза по варке - 4,3%; картон - 0,6%.
Около 46% объема производства промышленной продукции и более 90% прибыли в промышленности обеспечили в I полугодии текущего года предприятия лесопромышленного комплекса.

Исходя из показателей работы и значимости ЛПК для экономики и жителей Карелии, лесная отрасль пользуется повышенным вниманием Правительства республики.

Вместе с тем Правительство РК считает, что существующих темпов роста основных экономических показателей работы отраслей и принятых мер недостаточно для существенного улучшения в реальном секторе экономики. Без перехода на инновационный путь развития, без модернизации производства, внедрения новых технологий, привлечения значительных объемов инвестиций, без принятия мер в этих направлениях на всех уровнях государственного управления невозможно ожидать положительных результатов во все более ужесточающихся условиях конкуренции и повышения требований к качеству.

Экспорт является важным фактором, во многом определяющим темпы социально-экономического развития республики.

По данным за 9 месяцев 2002 года более 57% от объема промышленной продукции, произведенной предприятиями республики, поставлено на экспорт, в отраслях лесопромышленного комплекса данный показатель превышает 75%.

Для справки:
По экспертным оценкам в 1 полугодии 2002 г. поступление платежей от экспорта наших предприятий в бюджетную систему РФ по основным отраслям экономики составило около 35% от объема налоговых поступлений в целом по промышленности, из них по региональным налогам более 50%, местным налогам около 60%.
К экспортно-ориентированным отраслям в экономике Карелии относятся:

  • лесозаготовительная (около 70% продукции - на экспорт);
  • деревообрабатывающая (около 80% продукции- на экспорт);
  • целлюлозно-бумажная (более 60% продукции - на экспорт);

На долю этих отраслей в структуре карельского экспорта товаров в 2002 г. приходится более 60%, в частности, доля целлюлозно-бумажной промышленности- 31%, лесозаготовительной- 22%, деревообрабатывающей промышленности 9%.

(Диаграмма "Экспортная выручка и объемы заготовок древесины по странам мира")

К сожалению, эффективность экспорта лесопродукции отнесенной в объемам лесозаготовок, по сравнению с ведущими лесоперерабатывающими странами, оставляет желать лучшего и у нас в Карелии. По экспертным оценкам валютная выручка от экспорта всех видов продукции ЛПК в среднем по России составляет 50$ c 1 м3 заготовленной древесины. В Карелии этот показатель 58$ c 1 м3, что выше среднероссийского, но в несколько раз меньше, чем в ведущих лесопромышленных государствах (Финляндии - 200$ c 1 м3, Канаде - 150$ c 1 м3).

При этом, расчеты эффективности поставки на экспорт продукции с высокой степенью обработки по сравнению с экспортом необработанных лесоматериалов показывают, что по газетной бумаге дополнительный эффект на 1 м3 заготовленной древесины составляет 90$, по целлюлозе - 25$, по крафт-бумаге до 40$.

Отсюда следует, что для повышения конкурентоспособности и перехода на более доходную лесопродукцию ключевым вопросом является модернизация производств, техническое перевооружение на базе высокопроизводительных технологий и привлечение инвестиций в ЛПК РК.

(Диаграмма "Динамика инвестиций в ЛПК РК 1998-2002 гг с подразделением на подотрасли")

На экране показана динамика инвестиций. За последние годы видно, что активизировался процесс инвестирования на предприятиях ЛПК. В 2001 году объем инвестиций вырос в 4 раза к уровню 1998 года и составил 1831 млн. руб..

Мы считаем чрезвычайно важным то, что нам удалось увеличить объемы инвестиций в республику на пике спада мировых цен на продукцию карельских предприятий, создав тем самым серьезный задел на перспективу. Но надо признать, что этого недостаточно. Отсюда и постоянное внимание Правительства и представительной власти республики к проблемам ЛПК. Немалую роль в этом играет инвестиционное законодательство республики.

(Принципиальные положения Закона РК "Об инвестиционной деятельности в РК")

В целях создания региональных условий повышения инвестиционной привлекательности республики в 1998 году был принят Закон РК "Об инвестиционной деятельности в РК". На экране можно увидеть основные принципы государственной поддержки, заложенные в Закон.

Сегодня мы имеем реальные результаты действия этого Закона. Например: 1. На основании этого закона в 2000 году было заключено инвестиционное соглашение и в 2001 году вложено более 8 млн.долларов США в виде инвестиций в создание нового производства, осуществлен пуск в эксплуатацию завода древесно-стружечных плит "Карелия-Евроимекс ДСП".

Для справки:
С пуском этого предприятия значительные объемы низкосортной и лиственной древесины, ранее не использовавшиеся лесозаготовительными предприятиями, реализуются как исходное сырье для производства плит В 2001 году произведено 26 тыс.куб.м ДСП на общую сумму 58 млн.руб, создано более 330 рабочих мест, предприятие имеет свой рынок и работает в две смены. За 10 месяцев 2002 года выпущено свыше 65 тыс.кбм ДСП, численность возросла до 516 человек.

2. При поддержке Правительства РК была открыта кредитная линия Сбербанком РФ для Сегежского ЦБК в сумме 150 млн.долларов США, что позволило приступить к реализации плана технического перевооружения предприятия, рассчитанного на 5 лет. Комбинат провел реконструкцию 10-ой бумагоделательной машины, на которой в настоящее время производится микрокрепированная, особой прочности мешочная бумага. Этот этап модернизации позволил увеличить производительность БДМ № 10 со 110 до 150 тыс. тонн в год.

И сегодня в республике имеется ряд проектов, которые могут быть успешно реализованы (Питкяранта - Stora Enco, IKEA, лесозавод в Медвежьегорске).

Вместе с тем, процесс модернизации ЛПК в РК, да и в РФ, как мы считаем, развивается медленно. Общий объем необходимого инвестирования в отрасли ЛПК РК мы оцениваем в 2 млрд. долларов США. На пути их привлечения имеется ряд проблем, которые необходимо решить в самое ближайшее время. Часть их, и, к сожалению, меньшая, может быть решена на региональном уровне (например через указанный выше Закон РК). Однако, большая часть проблем и их решение выходят за рамки полномочий субъектов РФ и может быть решена исключительно на федеральном уровне. При этом, я имею ввиду не только совершенствование федерального законодательства, но и устранение административных преград бюрократического и негосударственного подхода. Необходимость скорейшего их решения обусловлена тем, что требования мирового рынка лесопродукции (как было указано выше) очень динамичны и, я бы сказал, агрессивны. Это относится и к условиям, которые возникнут при вступлении России в ВТО, это и необходимость обеспечить качество продукции в соответствии с ИСО-9000.

Каковы же те проблемы, которые существуют сейчас и требуют своего решения?

По нашему мнению, чрезвычайно важным в создании условий для модернизации и развития ЛПК, привлечении инвестиций является обеспечение стабильности, предсказуемости и благожелательности действий властей всех уровней, устранение несогласованностей и бюрократических подходов, формализма в решении вопросов. Приведу несколько примеров, которые явно не способствуют этому и вредят модернизации и переходу ЛПК на новый технологический уровень, привлечению инвестиций в отрасль:

1. Для обеспечения освоения расчетной лесосеки конечно же нужны лесные дороги. Для их строительства предприятиям ЛПК необходимы карьеры, вопросы же землеотвода под них решаются только федеральными органами государственной власти. Практика у нас в Карелии, а я думаю, что меня поддержат представители других лесопромышленных регионов России, показывает, что решения по землеотводным делам под карьеры принимаются годами, и я не оговорился, именно годами.

Для справки примеры:
В ЗАО "Запкареллес" по II группе лесов- 1 год 2 месяца; в лесничествах Поросозерского лесхоза - 2 года;; ОАО "Муезерский ЛПХ" - с мая 2000 года решение не принято.

Какой же это бизнес, когда решения от власти нужно ждать годами, как это связать с конъюнктурой рынка, реагировать на действия конкурентов?

Резонен вопрос: если бы участники сегодняшнего заседания были бы инвесторами, то рискнули бы своими личными средствами, вложив их в предприятие, у которого неясны сроки получения разрешения по строительству дороги к ресурсам? Конечно же нет, а значит своими действиями федеральная власть снижает инвестиционную привлекательность лесных субъектов РФ. А ведь на сегодня процесс перевода лесных земель в нелесные вообще остановлен из-за противоречий между Лесным и Земельным кодексами РФ.

2. В конце 2001 года ГТК РФ без согласования с субъектами федерации был подготовлен Приказ N1002 от 19.10.2001г. "Об определении мест вывоза", который должен был вступить в силу с 28.01.2002 г. и в соответствии с которым закрывались пункты упрощенного пропуска через государственную границу, используемые предприятиями ЛПК РК для поставки продукции на экспорт. Действие данного приказа, благодаря вмешательству Правительства РК, пока приостановлено, но угроза все еще существует. А каковы конкретные последствия этого решения? На экспорт не будет поставлено более 1 млн. куб. м. лесопродукции на общую сумму порядка 30 млн. долларов США. Государство не получит 55 млн. руб. в виде таможенных пошлин и 31,2 млн. руб. в виде отчислений во все уровни бюджетов. На наш взгляд, в этом решении минимум государственного подхода, игнорирование интересов приграничных регионов России. Мы считаем недопустимым действовать с позиций "слона в посудной лавке". Нельзя такие серьезные, чреватые губительными последствиями решения принимать без согласования с регионами. Ведь создаваемыми непродуманными решениями проблемами людей на территориях непосредственно занимаются местные и региональные власти, им фактически придется искать пути выхода из тяжелейших ситуаций. Подчеркиваю - экономика Карелии базируется во многом на лесопромышленном комплексе, а это десятки предприятий, десятки тысяч людей. А теперь спроецируйте это решение ГТК РФ на инвестиционное сообщество, как и в первом примере. Думаю, что действия ГТК РФ не прибавили инвестиционной привлекательности приграничным субъектам РФ, а реакция инвесторов будет такой же - не рисковать своими средствами.

Для справки и дополнения:
Периодически возникают проблемы связанные с автоперевозками большегрузными автомобилями, возникающие с ограничениями вводимыми Министерством транспорта РФ. С августа текущего года закончился срок действовавшего разрешения для перевозок в международном сообщении автомобилей полной массой 55 тонн. Теперь полная масса автопоезда не должна была превышать 44 тонны, что делает автоперевозки лесных грузов экономически не выгодными. Только благодаря действиям, предпринятым Правительством РК, данное ограничение частично было снято.
К сожалению, нет взаимопонимания, гибкости и оперативности при решении вопросов находящихся в компетенции Управления природных ресурсов по РК, что отрицательно сказывается на работе лесного комплекса республики. Так, в Правительство РК поступают многочисленные обращения руководителей лесозаготовительных предприятий на неправомерные действия директоров лесхозов, которые, под различными предлогами, затягивают отвод лесосечного фонда и выписку лесорубочных билетов, понуждая лесопользователей заключать договоры на отводы лесосечного фонда на платной основе, либо заключать договора на информационное обеспечение. Свои действия руководители лесхозов мотивируют указаниями вышестоящей организации (Управления природных ресурсов по РК) и недостаточным финансированием.
Руководители предприятий уже устали от этого бессмысленного "перетягивания каната" и взаимных претензий, в результате которых страдает общее дело.
Как лесопользователи, так и лесохозяйственники должны быть одинаково заинтересованы в рациональном и эффективном использовании имеющихся лесных ресурсов, неистощительном лесопользовании, наполняемости бюджетов, что позволит лучше решать вопросы финансирования из республиканского бюджета, в том числе и работ по лесовосстановлению.

3. Нельзя не согласиться с планами Правительства России по установлению дифференцированных ставок таможенных пошлин по экспорту. Мы согласны с тем, что необходимо создать условия через таможенные пошлины на экспортируемые лесотовары, которые заинтересовали бы предпринимателей в глубокой переработке лесного сырья именно в России. Все, что мной было озвучено выше говорит именно об этом. Однако, если действовать непоследовательно, то можно просто загубить ЛПК как России, так и Карелии. Используемые сегодня технологии в ЛПК не позволяют в нынешних условиях обеспечить конкурентоспособность и рентабельность работы предприятий, которые просто закроются со всеми вытекающими отсюда последствиями для людей, работающих в лесу. По нашему мнению, в первую очередь необходимо отменить пошлины на продукцию лесопиления, что сделает эту отрасль экономически и инвестиционно привлекательной и даст возможность лесозаготовительным предприятиям увеличить объемы переработки круглых лесоматериалов, снижая их экспорт. Поэтому хотелось бы, чтобы эта работа на федеральном уровне проводилась бы с участием и учетом интересов регионов. Ведь в конечном итоге по последствиям от несогласованных решений федерального центра фактически будут отвечать перед населением территорий органы власти субъектов РФ.

4. Мы у нас в Карелии считаем, что настало время переходить на долгосрочную аренду участков лесного фонда (49 и более лет) с тем, чтобы у бизнеса появилась заинтересованность во вложениях в свое развитие при наличии ресурсной перспективы. Это чрезвычайно важно для создания благоприятного инвестиционного климата в ЛПК потому, что у бизнеса появляется какая-то стабильность в ресурсной основе, появляется заинтересованность в бережном сохранении и развитии своей ресурсной базы, стимул в рачительном лесовосстановлении. Конечно же, предоставление лесного фонда должно осуществляться на конкурсной основе, где главными критериями должны быть глубина лесопереработки, получение высокой добавленной стоимости с 1 кбм древесины на территории, умелое лесовосстановление. Эта работа находится в компетенции Правительства РК, мы ее проводим и в самом ближайшем будущем реализуем, если не будет принят Лесной кодекс РФ в редакции МПР РФ. Но и здесь считаем, что нужен последовательный подход с тем, чтобы не разрушить имеющиеся производственные структуры, за которыми стоят люди.

5. Серьезным тормозом, на наш взгляд, в развитии лесопромышленного комплекса, как впрочем и всей экономики республики, является принятие в сентябре 2001 года нового Земельного кодекса, который лишил субъектов РФ права распоряжаться земельными ресурсами. Вот уже больше года Карелия, на территории которой земли лесного фонда составляют более 80%, не предоставляет земельные участки ни для нового строительства, ни для расширения действующих производств. Трижды Правительство РК обращалось в Правительство РФ с просьбой разъяснить вопросы, связанные с распоряжением земельными участками до разграничения государственной собственности на землю и до принятия необходимых для реализации Земельного кодекса РФ нормативных актов, но четкого ответа на все поставленные вопросы так и не получило. Многостраничное письмо Министерства имущественных отношений РФ не внесло ясности и еще более запутало ситуацию.

Тем временем МПР РФ возвращает в Карелию многие землеустроительные дела как не соответствующие требованиям нового Земельного кодекса. При этом новый перечень, по которому должны оформляться материалы по переводу лесных земель в нелесные, отсутствует.

6. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительством РФ утверждены базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда.

Анализ уровня платы показал, что он оказался чрезмерно завышенным, от 1 млн.рублей и более за 1 га!.

Нам неизвестна методика, в соответствии с которой установлены базовые нормативы платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, но уверены, что в большинстве своем ни федеральные, ни муниципальные учреждения, ни граждане не в состоянии заплатить такие непомерно высокие платежи за то, чтобы на землях лесного фонда могли строиться дороги, линии электропередач, мостовые переходы и другие жизненно важные объекты. А других земель, кроме земель лесного фонда, в Карелии практически нет. Наше обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой пересмотреть в сторону понижения базовые нормативы платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, к сожалению, не нашло понимания и не поддержано. Лесопользователям по-прежнему придется нести большие, ничем не оправданные расходы в этом направлении.

Для справки:
Федеральному учреждению ГУ "Управление автомобильной магистрали С.Петербург-Мурманск" Минтранса РФ за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда для строительства участка федеральной дороги "Кола" площадью 42 га необходимо заплатить свыше 39 млн.руб., для строительства другого участка площадью 27га необходимо заплатить около 17 млн.рублей., Хийтольскому ДРСУ за перевод лесных земель в нелесные без изъятия из состава земель лесного фонда для разработки песчано-гравийного карьера на площади 2,0 га необходимо заплатить чуть меньше 800 тыс.руб., ЗАО "Карелстроймеханизация" за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда для строительства асфальтобетонного завода, подъездной дороги, газопровода, трассы ЛЭП на площади 2,5 га необходимо заплатить 3,7 млн..руб.

Можно было бы еще привести ряд примеров, которые препятствуют развитию ЛПК, не улучшают инвестиционную привлекательность отрасли. Думаю, что достаточно уже и сказанного. Кроме того, представители лесного бизнеса Карелии могут дополнить мое выступление примерами из практики.

IV. Предложения по решению проблем развития ЛПК

Решение проблем ЛПК - это обеспечение планомерных и согласованных действий от предприятий и Правительства Республики Карелия до Правительства и законодательных органов РФ.

(Предложения по созданию условий для развития ЛПК)

1. Необходимо принять решение по четкому разграничению полномочий как между лесопромышленным комплексом и структурами лесного хозяйства, так и между федеральным центром и субъектами РФ, предоставлению больших прав субъектам РФ по управлению лесными ресурсами на своих территориях.

Что это означает?

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда все права на управление лесными ресурсами пытаются сосредоточить на федеральном уровне, а вся ответственность за не реализацию этих прав ложится на субъекты Федерации, ибо их правительства ответственны за социально-экономическое развитие регионов. Поэтому нас, а думаю и другие лесные регионы России, не может устроить проект Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2002-2010 годы, подготовленный МПР РФ, в соответствии с которым все права на передачу лесного фонда в пользование и права на формирование, получение и распределение лесного дохода относятся к полномочиям федеральных органов власти. Практически эта концепция имеет узко ведомственную направленность и совершенно не отвечает ни интересам субъектов РФ, ни лесопромышленным предприятиям. Она разработана без учета интересов лесных регионов России, заведет лесной комплекс в тупик и во многом губительна для них. Примеры не эффективности такого подхода, когда решения зависят и принимаются на одном уровне власти, а ответственность за них лежит на другом, я уже приводил выше. Примечательно и то, что наши неоднократные предложения в адрес МПР РФ совместно рассмотреть проект с учетом наших пожеланий не получили никакой реакции со стороны последнего.

Решение же о передаче лесного фонда в управление субъектам федерации (разумеется с контрольной функцией со стороны федерального органа) позволит конкретизировать и приблизить к практике цели ведения лесного хозяйства и задачи лесопромышленного комплекса для каждого субъекта федерации, выработать дифференцированные экологические нормативы ведения лесного хозяйства и лесопользования, повысить оперативность решения вопросов, снимет множество бюрократических препон и формализма на пути развития как лесного хозяйства, так и лесопромышленников. Причем, особенно хочу подчеркнуть, что в субъектах РФ не только лучше знают положение дел, и, поверьте мне, не менее госчиновников МПР РФ заинтересованы в бережливом и рациональном ведении лесного хозяйства.

С другой стороны, этот акт укрепит равноправное партнерство лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса на региональном уровне, позволит на реальной основе разграничить полномочия между государством и каждым субъектом федерации в системе государственного управления лесами.

Законодательное Собрание Республики Карелия 20 сентября 2002 года приняло постановление с обращением в Президенту РФ, Правительству РФ с просьбой обратить внимание на нецелесообразность принятия к рассмотрению, а тем более утверждения проекта Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2002-2010 годы, подготовленный МПР РФ. Сегодня мы призываем вас, уважаемые сенаторы СФ ФС РФ, поддержать нас и не допустить принятие Концепции в редакции МПР РФ.

2. Требуется корректировка существующего законодательства, внесение изменений, направленных на повышение эффективности лесохозяйствования и лесопользовния. Законодательным Собранием, с участием Правительства РК были разработаны предложения в Лесной и Земельный кодексы РФ. Они должны быть у вас на руках. Было предложено скорректировать 18 статей Лесного кодекса РФ. Принципиальные изменения касаются гарантий прав традиционных лесопользователей на лесные ресурсы под производственные мощности (изменения в статьи 35,43,44), возможности передачи права РФ по управлению лесами субъекту (включая и право осуществлять перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных сведением лесного хозяйства - оперативность решения по карьерам), упрощения процедур землеотводных дел, стимулирования дорожного строительства в лесу и создания производственной инфраструктуры (изменения в статьи 63,64,82,91), более объективного и мотивированного подхода в определении размеров платежей за лесные ресурсы, предлагают реальное соотношение между платежами за лесные ресурсы и затратами на ведение лесного хозяйства (изменения в статьи 104 и 105), применения "Правил рубки" с учетом специфических региональных лесорастительных условий (изменение в статью115) и др.

Если же все, что было сказано выше по препятствиям на пути развития ЛПК и привлечения инвестиций в эту отрасль считать проблемными вопросами, то указанные предложения по изменениям в Лесной кодекс являются конкретными ответами на эти вопросы в законодательной сфере. Более того, если считать практику критерием истины, то мы предложили в нашем обращении опробовать на практике нашу республику в качестве пилотной экспериментальной территории по реализации наших инициатив. Для этого есть все условия. И наличие ресурсов, и географическое положение, и производственная база, и квалифицированный человеческий потенциал, и воля законодательной и исполнительной власти республики. Мы обращаемся к вам уважаемые сенаторы, члены Комитета СФ ФС РФ поддержать наши инициативы. Результаты же эксперимента можно будет использовать для принятия решений по всем субъектам РФ

Для справки по другим нормативным актам и инициативам:
О проблеме расчетной лесосеки и лесного законодательства. В программе развития ЛПК РК расчет построен на размере лесопользования в объеме 9.5 млн.куб.м. Тем не менее, уже сегодня является очевидным, что в связи с рядом федеральных нормативных актов расчетная лесосека может существенно измениться в меньшую сторону. Так Постановлением Правительства РФ № 1404 от 23.11.96г. утвердившего положение о водоохранных зонах, водных объектах и их прибрежных защитных полосах снижается годовой объем лесопользования на 3.7 млн.куб.м. Для консолидированного бюджета РК потери приблизительно составляют до 300 млн. руб. Если добавить резервируемые территории под особо охраняемые территории, а так же принять во внимание приказ Рослесхоза №15 "Об уточнении расчетных лесосек по категориям доступности" и, если вспомнить о настоящей блокаде, которую устраивают различные общественные организации типа общества "дикой природы" и подобные ей организации, то становится очевидным, что скоро нечего будет рубить. Необходимо пересмотреть с участием лесопромышленников "Положение о водоохранных зонах, водных объектах и прибрежных защитных полосах", "Правила отпуска древесины на корню", "Положение об аренде участков лесфонда", которые не приведены в соответствие с Лесным Кодексом, что тормозит развитие оптимального лесопользования, отрицательно сказывается на экономике лесного комплекса.

3. К указанным выше инициативам Правительство Республики Карелия считает необходимым добавить корректировку налогового и таможенного законодательства РФ в целях создания более благоприятных условий для модернизации и развития отрасли. Мы считаем что нужно:

3а) Законодательно восстановить льготы для предприятий при осуществлении инвестиционной деятельности, а именно существующую ранее льготу по налогу на прибыль, направляемую предприятиями на инвестиции.

3б) Для повышения инвестиционной привлекательности лесного бизнеса, особенно в лесозаготовительной отрасли, необходимо разработать на уровне РФ механизм государственной поддержки развития лизинговых схем инвестирования модернизации лесопромышленного производства.

3в) В целях ускорения процесса модернизации лесопромышленного комплекса необходимо отменить таможенные пошлины на ввозимые импортные высокопроизводительные машины и оборудование не имеющие аналогов в России, дать зеленый свет новейшим технологиям, которых у нас в России нет. Как я уже сказал, не стоит изобретать колесо, т.к. оно уже есть на практике, а у нас на этом пути нет ни времени, ни средств. Только так сегодня можно попытаться преодолеть техническую отсталость и изменить содержание таблиц и графиков о которых шла речь в начале моего выступления.

3г) Считаем также необходимым решение вопроса на уровне Российской Федерации о предоставлении прав субъектам Российской Федерации выступать гарантами по инвестиционным проектам, ориентированным на модернизацию и технологическое перевооружение с использованием импортного оборудования, не имеющего аналогов в России. Дело в том, что сегодня согласно Бюджетному кодексу субъекты РФ, имеющие дефицит бюджета, не имеют права выступать гарантами перед иностранными инвесторами. Но как можно выйти из бюджетного дефицита не расширяя налоговую базу, не создавая новых налогоплательщиков на территории ? А это инвестиции и новые предприятия. Надо разорвать этот круг и дать возможность лесным регионам России подняться с колен.

Считаю существенным и своевременным одобрение Правительством РФ "Основных направлений развития лесной промышленности", в которых одной из мер государственной поддержки лесной промышленности предусмотрено совершенствование лесного законодательства направленного на повышение инвестиционной активности.

Очевидно, что поднимаемые на сегодняшнем выездном заседании вопросы как никогда важны, а внимание к ним и участие в их решении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации объективно и необходимо. Мы предлагаем поддержать наши инициативы еще и потому, что, как известно, Карелия является приграничным субъектом России, а значит именно здесь можно наиболее оптимально проработать многие вопросы развития ЛПК. Как я уже говорил, ЛПК Карелии - это предмет особого внимания Правительства, Это отражено и в "Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 года", и при разработке инвестиционной политики Правительства Республики на период 2003 - 2006 годы, где главная цель - создать благоприятные условия для развития отрасли и инвесторов на базе принципов партнерства бизнеса и власти. К сожалению, полномочия Карелии, как субъекта России, в этом вопросе очень ограничены и без соответствующей поддержки федерального центра результат будет минимальным.

Выражаю надежду, что Федеральное Собрание Российской Федерации оценит всю полноту проблем мешающих развитию лесопромышленного комплекса, являющегося опорой экономики и имеющего реальные перспективы развития.

В отличие от нефти и газа лес - возобновляемый природный ресурс и за ним будущее. Лесопромышленный комплекс может стать одним из главных источников пополнения бюджета России, являющейся крупнейшим собственником лесных ресурсов.

На решение этой задачи и направлены обращение и проекты законодательных инициатив, рассматриваемый вами проект решения Комитета по экономической политике и предпринимательству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Пусть в нашей маленькой и прекрасной Карелии как в капле чистой родниковой воды отразится будущее России - великой лесной державы.

Благодарю за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 19 декабря 2002. Отредактировано 19 декабря 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.