Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Аганозерский клондайк, или почему более 50 лет назад наш Пудож не стал Череповцом

В своем рабочем кабинете министр природных ресурсов Карелии Лев Шустов хранит поистине уникальную вещицу, о которой пока мало кто знает, но которая хранит в себе удивительную историю. Лев Юрьевич показывает на вид обычную, круглой формы железную отливку. Однако, стоит увидеть на железке знакомый профиль Сталина и прочесть надпись, как понимаешь, что прикоснулся к малознакомой страничке истории республики. Отливка сделана, как гласит надпись, "В марте 1950 года первый чугун электроплавки Пудожских титаномагнетитов".

- Лев Юрьевич, неужели отливка сделана еще в 1950 году из тех самых титаномагнетитов, о которых сейчас так много говорят в связи с предполагаемым освоением нескольких месторождений в Пудожском районе, получившем название "Пудожский мегапроект"?

- Да, это первый металл, уже полученный из пудожских руд. Здешние титаномагнетитовые месторождения, о которых идет речь, исторически известны давно. Их активное изучение началось сразу после Великой Отечественной войны, в 50-е годы. Тогда в Пудожском районе неподалеку от деревни Римское были разведаны запасы титаномагнетитовых руд объемом около 350 млн. тонн. Все подтверждающие это документы сохранились, они сейчас находятся в нашей Национальной библиотеке. Документов немало - восемь томов, это гигантский труд около десятка научно-исследовательских институтов Советского Союза. В этих объемных трудах подробно рассматривается все составляющие, связанные с разработкой месторождений - железные дороги, водные пути, энергетика, строительство ТЭЦ и двух ГЭС, в частности, на реке Водла. Уже в то время были разработаны схемы строительства жилья, определены численность работающих на предприятиях, количество населения.

Подробно обосновывались практически все технические вопросы. Например, пути вывоза продукции. Одна железная дорога должна была идти на Медвежьегорск, вторая -на Череповец. Еще одна - на Няндому в Архангельскую область, с выходом на Северную железную дорогу.

Исследования и разработки ученых показали, что кроме электроэнергии в Пудожский промышленный район ничего не нужно было поставлять. Нужно было только организовать предприятие с технологией электроплавки едва ли не десяти видов металлов - кроме титана и большого количества железа, благородные металлы - серебро, золото, платина.

Менее изученными на тот период были Шалозерское и Анагозерское хромовые, медно-никелевые и платиновые металлы - это полиметаллические месторождения. Причем, огромные запасы и того, и другого. Более точные оценки сегодня даются разные, но по хрому, как считают (хоть руды и разной обогащенности), это одно из крупнейших в мире месторождений по запасам хрома. То же самое можно сказать и том, что при комплексной разработке все эти месторождения выглядят очень перспективно.

- Почему в 50-е годы, еще при жизни Сталина, в Пудоже не началась великая стройка гиганта черной и цветной металлургии?

- Скорее всего, потому, что совсем недавно закончилась Великая Отечественная война с ее близкой линией фронта. Поэтому было принято решение развивать металлургию в Череповце. Но там, в отличие от Пудожа, потребовалось все привозное, начиная от сырья.

- Вы упомянули двух ученых, которые работали по пудожским месторождениям…

- Назову прежде всего Алексея Александровича Минца, основателя географии ресурсоведения, автора огромного числа трудов по экономической географии СССР, и Ивана Павловича Бардина, Героя Социалистического Труда, награжденного семью орденами Ленина. В 1930 годы он был главным инженером Кузнецкого металлургического комбината, затем заместителем наркома черной металлургии, впоследствии возглавлял институт ЦНИИчермета, который теперь носит его имя. Кстати, именем Бардина названы улицы в Новокузнецке, Донецке, Москве и, конечно же, в Череповце.

- Повернись история по-другому, его имя могла бы носить одна из улиц Пудожа…

- Могло быть и так. Ученый Бардин и его институт много работали по проблемам развития металлургии Северо-Запада. В частности, в научно-исследовательских работах по итогам Ленинградско - Мурманской экспедиции отмечалось, что в 18 веке в тогда еще Карело-Финской ССР металлургия играла весьма существенную роль. Выплавка чугуна и стали продолжалась вплоть до начала 20 века. Конечно, отмечали ученые, доменное производство тогда не могло быть экологичным из-за чрезвычайно малых размеров заводов, которые выплавляли всего лишь по нескольку тысяч тонн чугуна в год. Тогда же было установлено, что около 90 процентов разведанных запасов республики приходится на одно Пудожгорское месторождение титаномагнетитов. Оно известно с 19 века, а разведка месторождения была выполнена в 1950 - 1951 годах. Руды оказались комплексными. То есть полезными компонентами их являются железо, титан, ванадий, золото, металлы платиновой группы, медь.

Более того, еще в те же 50-годы ученые отметили несложность гидрогеологических и горнотехнических условий отработки пудожских месторождений. Правда, в связи с небольшой мощностью рудных тел, как говорят геологи, предполагается большой объем скальной вскрыши, но в наших условиях этот минус становится плюсом - потребность в карельском щебне в Центре России, Москве и Московской области растет с каждым годом. В последние годы в связи с обнаружением в рудах месторождений золота и платины также возможно использование вскрышных пород в качестве сырья для изготовления высокопрочного щебня.

- Лев Юрьевич, можно ли сравнить комплекс пудожских месторождений с каким-либо известным сырьевым районом России такого плана?

- Пожалуй, по мощности и запасам, а также временным совпадениям ближе всего - месторождения Качканарской группы в Свердловской области. Первые описания горы Качканар сделаны в 1770 году. Геологическое изучение Качканара происходило примерно в то же время, когда исследовался Пудожский район. Правда, тогда качканарские руды из-за бедного содержания железа мало интересовали промышленность, поэтому и детальная разведка долгое время не проводилась. Идея промышленного использования руд с очень низким содержанием железа была чрезвычайно смелой. Но она себя оправдала. Теперь Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий" поставляет сырье для Нижнетагильского и Чусовского металлургический комбинатов.

Можно провести и другие параллели. Например, город Качканар основан в 1957 году. Сейчас в нем проживает 44 тысячи жителей. Дата основания очень близка к первой выплавке пудожского чугуна. Наверное, и в Пудоже сейчас жило бы не менее 40 тысяч человек. Кстати, еще одно подтверждение этому - Костомукша, запасы месторождения которой на государственный баланс были поставлены в 1949 году, он и послужили базой для создания проекта Костомукшского горно- обогатительного комбината. Предприятие дало жизнь городу.

- Во всем комплексе месторождений Пудожского района особое место занимает Аганозерское месторождение хромовых руд…

- Это месторождение, открытое в 1956 году, расположено в 40 километрах от Пудожа. До Медвежьегорска - 166 километров. Сразу можно отметить удобное расположение для транспортировки продукции по схеме автотрасса - порт Шала - железная дорога. Аганозерские хромовые руды сходны по запасам с месторождением в городе Кеми в Финляндии.

- В 45 километрах от Пудожа находится месторождение никеленосных руд…

- Это тоже уникальное месторождение, на базе которого может быть организовано высокорентабельное производство по извлечению никеля.

- Лев Юрьевич, похоже, что главное преимущество пудожских месторождений - удобное географическое положение?

- Еще Иван Павлович Бардин отмечал, что Череповец находится почти в 1500 километрах от своей рудной базы и в 1830 километрах от угольной базы. Ни один из действующих или запроектированных металлургических заводов не отдален так, как Череповецкий, одновременно и от рудной, и от угольной базы.

Обосновывая наши предложения по Пудожскому мегапроекту, мы сегодня должны показать, что это близко. Это - Европа, и затраты нашего Пудожа не сравнимы, например, с приполярным Уралом.

При реализации этого масштабного проекта нам удалось бы соединить карельские города Медвежьегорск и Пудож с архангельским Каргополем. Он расположен за сотни километров от железной дороги. Кстати, одновременно мы приведем железную дорогу к значительным запасам лесных ресурсов. Только расчетная лесосека здесь больше одного миллиона кубометров. В огромном количестве щебень и другие строительные материалы. Между Карелией и Архангельской областью в этом же районе можно организовать большое цементное производство. Сырье для этого тоже есть.

- Не принесет ли столь масштабный проект экологической беды?

- Чтобы этого не случилось, нужно думать уже сейчас. У нас есть примеры очень рачительного хозяйствования. Яркий пример - Костомукша. Кто бы чего не говорил, но в Костомукше всю зиму снег белый. Неподалеку от Пудожа уже создан Водлозерский национальный парк. Технологии, которые будут применяться при строительстве новых пудожских предприятий, будут экологически чистыми да и месторождения расположены не близко к Водлозеру.

- Но ведь в Пудоже практически нет не только хороших, но и просто дорог. Как быть?

- Государство как партнер должно помочь строить дороги. Это дело государственное. Государство поможет и со строительством энергетических мощностей. Не за горами уже то время, когда через всю Карелию начнется строительство Штокмановского газопровода. С учетом нехватки нашей электроэнергии для промышленных предприятий возможно строительство теплоэлектростанции на газе. Тем более, что с предполагаемым соединением с Северной железной дорогой возможно использовать в качестве топлива как воркутинский уголь, так и уголь Кузбасса.

- Лев Юрьевич, масштабы проекта столь огромны, что сразу становится очевидно - республике одной "не потянуть".

- Безусловно, при воплощении проекта должно быть использовано государственно-частное партнерство. К проекту есть интерес крупнейших наших металлургических компаний - "Метчел", некоторых других.

- Хотелось бы вернуться к вашей находке - экспериментальной отливке из титано-магнетита. Как у вас оказалась столь уникальная вещь и как вы узнали о ее существовании?

- Отливка сделана в Кузнецке на местном комбинате. Наша академия наук с институтом НИИЧермет провела плавку из проб руд Пудожгорского месторождения. По сути, это первый карельский чугун, как говорится, "нового поколения". Как мы видим, этот состав чугуна - уже почти готовая сталь. С 1950 года не потускнел, не потемнел. А прочел я о ней в одной из статей.

- Как эта "медаль" оказалась у вас?

- В то время в экономике страны действовали такие мощные структуры, как Госплан. Думаю, что эта отливка, а скорее всего, их было несколько экземпляров, попала в Госплан Карелии. Подозревая о том, что она сохранилась, я несколько лет пытался ее найти, и надежда меня не обманула. Он нашлась в одном из кабинетов бывшего карельского Госплана, в обычном шкафчике.

Но теперь, я уверен, ее судьба будет другой. Когда Пудожский проект проект будет осуществлен, эта отливка первого карельского чугуна займет свое достойное место в местном Пудожском музее.

«Курьер Карелии», июнь 2008

Техническая поддержка портала
Создано 29 октября 2008. Отредактировано 29 октября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.