Судоходство, рыбоводство и туризм должны стать основными драйверами развития Карелии в рамках стратегии «Арктика-2035»
Так считают участники заседания дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) - совместной стратегической сессии с Минвостокразвития России и Правительством Республики Карелия, посвященной стратегии развития АЗРФ до 2035 года. Она прошла в Национальной библиотеке Республики Карелия в Петрозаводске 17 сентября.
На мероприятии представители власти, общественности и бизнеса обсудили ключевые проблемы и перспективы развития районов Карелии, которые входят в Арктическую зону Российской Федерации.
Он отметил, что в свете развития цифровой экономики очень интересен карельский проект по созданию на севере центров обработки данных, который начал реализовывать Петрозаводский государственный университет. Комментируя тему сложности оказания медицинской помощи в отдаленных населенных пунктах Карелии, он сообщил, что в ближайшее время Минвостокразвития России представит стимулы для привлечения врачей в регионы АЗРФ.
Порт в Беломорске - это не только транспортный узел, соединяющий железнодорожную и автомобильную инфраструктуры, но и важная база перевалки грузов из Арктики в бассейн Балтики и Волги, а организация пассажирских перевозок по маршруту "Беломорск - Соловки" является перспективным направлением арктического туризма. Рыбоводные хозяйства Карелии реализуют инвестиционные проекты по выращиванию и переработке рыбы с ежегодным объемом до 500 тонн в год не только в пресной воде, но и на Белом море, сообщил Тимофеев.
В то же время инфраструктура Беломорско-Балтийского канала нуждается в модернизации, чтобы обслуживать возрастающие грузопотоки, сказал первый заместитель руководителя администрации предприятия Константин Тимонин. Он предложил включить Беломорканал в состав Северного морского пути. По его словам, это может стать одним из важнейших факторов развития севера Карелии. Портовая и судоходная инфраструктура также поможет развитию туризма, рассказала начальник управления по туризму республики Екатерина Биктимирова. Сейчас на водных маршрутах работают суда 1980-х годов постройки, техническое состояние которых далеко от идеала, а когда-то действовавшие порты непригодны для использования. В то же время существует большой потенциальный спрос на туристические маршруты, включающие плавание по территории Карелии, пояснила она.
Уникальные свойства карельского камня и его потенциал для экономики республики отметили сразу несколько выступающих. Помимо щебня, как в России, так и за рубежом велик спрос на карельский гранит и мрамор. Андрей Иванов, заместитель директора компании «МПК-Инвест», рассказал о создании инновационных систем отопления на теплоаккумуляторах из местного талькового камня.
Модератор мероприятия, координатор программ ПОРА Александр Стоцкий представил сайт www.arctic2035.ru, с помощью которого внести свои предложения для рассмотрения на предмет включения в стратегию может любой житель Карелии и других регионов России. Предложения можно отправить через онлайн-платформу до 10 ноября.
Справка
Проектный офис развития Арктики (ПОРА) — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр «ПОРА» создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России. ПОРА является базовой площадкой Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. www.porarctic.ru.
Проектный офис развития Арктики