Председатель Карельского землячества в Москве Вениамин Каганов о Викторе Мяукине

Не стало Виктора Петровича Мяукина.

Не верится… правда…

Ещё совсем недавно мы говорили с ним по телефону. Его голос, как всегда, был бодрым и энергичным. Делился планами по поездке в Карелию, на свою дачу. Обещал передать приветы всем, кого я знаю.

И в голову не могло прийти, что этот разговор с ним – последний. И сейчас даже не понятно, как может быть, что нельзя было бы позвонить, поговорить с ним, посоветоваться, пошутить. Виктор Петрович был мастером слова. Мог сказать пламенную речь, мог «завернуть» соленый анекдот. Он мог всё.

Комсомольский вожак – это про него. Раньше, в советском прошлом, это был расхожий термин, политический штамп. Несмотря на все политические потрясения, его позитивное значение не ушло, не размылось.

Виктор Петрович, не поворачивается язык сказать был, - самым ярким примером комсомольского вожака. И хотя мы встретились с ним уже далеко не в комсомольском возрасте, уверяю, он им и остался. Инициативный, ответственный, по-хорошему амбициозный, всегда позитивный и настойчивый, центр внимания в любой ситуации и душа любой компании. 

Он смог сохранить эти качества и пронести через всю жизнь. Его обожали ветераны комсомола не только потому, что он был лидером во времена его комсомольской молодостям, ему верили, за ним шли.

Я познакомился с Виктором Петровичем уже в Москве. Конечно, слышал о нем и раньше. Было время, когда не только карельская, но и центральная пресса бурлила отголосками конфликта генерала Виктора Мяукина, бывшего в то время министром внутренних дел Республики Карелия, и первого секретаря карельского обкома партии Владимира Степанова. Газеты публиковали фотографии молодого генерала, кстати, самого молодого в то время из всего состава советской милиции.

Я не был знаком с Виктором Петровичем пока он жил в Карелии,  но и сейчас помню ту, как сейчас назвали бы, медиа-компанию в средствах массовой информации. В итоге, генерал Мяукин перешёл в Москву и продолжал службу на важном государственном посту в МВД.

Следующий раз его фамилия всплыла в нашем разговоре с его учеником Фёдоровым Владимиром Александровичем. В то время я работал в  российском комсомоле в Москве. Вместе с Сашей Алиевым, моим товарищем по самбо, который ещё раньше меня переехал в Москву, мы пришли уговаривать Фёдорова, в то время начальника ГАИ МВД СССР, возглавить карельское землячество в Москве. Владимир Александрович сказал, дело хорошее. Но будет правильно, если вы поговорите с Мяукиным. Он как раз тот, кто нужен для этой работы.

И действительно, через некоторое время, при единодушной поддержке всех, Виктор Петрович стал на много лет бессменным Председателем Правления Карельского землячества в Москве. Его качества комсомольского вожака пригодились и в этой ипостаси.

Я был при нем первым заместителем. Многое удалось сделать вместе с земляками. Под председательством Мяукина Карельское землячество слыло как одно из самых сильных и активных в Москве. Он был абсолютно органичен как лидер землячества. Но годы, здоровье. Наступило время, когда он принял решение уступить место Председателя другим. Были и трудные времена, а где их не бывает.

В то время я был чиновником в Правительстве Москвы, дел более чем хватало, и общественная нагрузка была не тем занятием, к чему я стремился. И тогда Мяукин сказал мне: «Вениамин, соглашайся. Мы с тобой это начинали. Тебе доверяют. Кто если не ты?». Так я стал Председателем Правления Карельского землячества в Москве, а Виктор Петрович  бессменным почетным Президентом.

Бывали разные моменты, но мудрые советы и наставления Виктора Петровича были всегда вовремя, доходчивы и полезны.

Он был вожаком и в своей семье, любил и гордился всем родом Мяукиных. Его дети, Елена, Андрей и Антон, окружали его почитанием и заботой. Его отношение к своей жене, ее памяти всегда трогало и восхищало. Так помнят и любят настоящие мужчины. 

О Викторе Петровиче написаны книги. Остались его письменные воспоминания, остались потомки, продолжающие его род, остались мы все, кто будет всегда помнить и любить комсомольского вожака, лидера карельского землячества, генерала Виктора Петровича Мяукина.

Вениамин Каганов

 

Вверх