В Петрозаводске прошла конференция «Юбилейный сбор «Полярного Одиссея» – 30 лет похода на Шпицберген»

24 сентября в петрозаводском Морском историко-культурном центре «Полярный Одиссей» прошла конференция «Юбилейный сбор «Полярного Одиссея» – 30 лет похода на Шпицберген». В ней приняли участие как сами путешественники - капитаны судов экспедиции: коча «Помор» Виктор Дмитриев, президент клуба «Полярный Одиссей» и лодьи «Грумант» Ростислав Гайдовский, почетный полярник, капитан дальнего плавания, так и представители научных сообществ из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Карелии.

Поморские кочи - уникальные деревянные парусные суда, приспособленные для длительных походов в Арктике, благодаря особенностям их округлого корпуса. При сжатии льдами они не разрушались, а выжимались ими на поверхность. На таких судах поморы, начиная с XIII века, ходили на «Седой Грумант», как они называли архипелаг Шпицберген, и вдоль современного Северного морского пути. Но уже к концу XIX столетия традиции этого деревянного судостроения были, казалось, безвозвратно утеряны.

После ряда экспедиций по берегам Белого моря и архивных поисков членам клуба «Полярный Одиссей» удалось в 1987 году построить на петрозаводском заводе «Авангард» копию такого коча, названного «Помор». 12-метровое судно имело две мачты с парусами общей площадью 80 квадратных метров и три пары шестиметровых весел. А в 1989 году оно в сопровождении реплики стариной лодьи «Гумант», имевшей вспомогательный 40-сильный двигатель, отправилось покорять арктический Шпицберген.

Экспедиции, несмотря на штормы и отсутствие современных навигационных приборов, удалось достичь цели, подтвердив тем самым возможности поморов открывать дальние берега. Прибытие на архипелаг первых - за всю историю СССР - маломерных судов восторженно встречали все островитяне: и норвежцы, и советские шахтеры поселков Баренцбург и Пирамида.

На встрече ветеранов похода было немало воспоминаний и, конечно, поздравлений: от Русского географического общества, Ассоциации «Морское наследие России», Морской Арктической экспедиции и других организаций. Но самым главным подарком петрозаводскому клубу «Полярный Одиссей» стало известие о награждении его Почетным знаком «Морское наследие России». Эти награды вручаются легендарным кораблям, таким как крейсер  «Аврора», парусный барк «Крузенштерн», покоритель вод Антарктики теплоход «Михаил Сомов». Теперь этот знак судового отличия будет носить копия старинной купеческой лодьи «Святитель Николай», обошедшая за 29 своих навигаций всю Европу, и теперь поставленная на вечную стоянку, как экспонат Морского музея «Полярного Одиссея».

Пресс-служба Морского музея «Полярный Одиссей»

 

Вверх